Отзывы о книге Ангелы и демоны

  • Аватар пользователя
    TibetanFox
    8 января 2011

    Если брать за единицу отсчёта интеллектуального детектива, допустим, Умберто Эко, то Перес-Реверте будет нулём, а Дэн Браун — минус единицей. И, тем не менее, он безумно популярен, по нему снимаются высокобюджетные красочные фильмы, а количество изданий на книжной полке магазина действительно впечатляет.

    "Ангелы и демоны" — первая часть трилогии про Роберта Лэнгдона, поэтому, пожалуй, буду танцевать от неё. В чём секрет популярности этого товарища?

    Браун не писатель, ни в коем случае. Это довольно упрямый графоман с хорошими познаниями в психологии маркетинга, поэтому он точно знает, что народ захочет купить. Хочется всемирных заговоров, тайных сообществ и ещё "интеллектуальности", чтобы читатель почувствовал себя приобщившимся к мистическим секретам? Пожалуйста, посмотрите по телевизору сотню серий какой-нибудь "скандальной" передачи про людей, ловящих зубами пули, чудесных экстрасенсов и, конечно, загадочных масонов, — вот и готов фундамент для "Ангелов и демонов". Конечно, для бурной биомассы потребителей чтива-жвачки продраться через 600 страниц будет нелегко, но в этом тоже плюс, пусть почувствуют себя великим, одолев их. А чтобы они не захирели, все непонятные слова мы будем сносочками объяснять: кто такие масоны, что такое атом, от каких слов образован "теофизик" и что они означают. Сразу обрисовывается целевая аудитория: американские среднестатистические жвачные, которые при слове "мистика" восхищённо закатывают глаза.

    Язык откровенно убогий, какие-то насквозь фальшивые стереотипные выражения картонных героев, где все "полыхают гневом", в глазах у всех "затаённая боль", а у плохих персонажей, несомненно, "зловонное дыхание". Упрощение, чрезмерная примитивизация, какой-то комикс-детектив, а не настоящая книга. Весь роман не покидает ощущение, что это просто очередное телевизионное шоу, игра в 12 записок, вот и камеры, вот и зрители. Зрелищность и экшн, конечно же, даже в ущерб смыслу. Кстати, покоробил сквозящий культ Америки — поклонение перед американским профессором и утверждения, что американская валюта является самой великой и могущественной... Единственный плюс такой мешанины и шоуподобности в том, что невозможно догадаться, куда дальше переместится действие и зачем, потому что логика отсутствует. Такое ощущение, что Браун наугад тыкал пальцем в различные названия, а потом через силу находил объяснения и состыковки. Вспоминая того же Эко: ведь придумать связь можно почти между любыми явлениями, если как следует постараться. Думаю, Дэн Браун весьма порадовал бы издателей "Гарамона" в "Маятнике Фуко".

    Главный герой меня потрясает. Во-первых, он позиционируется как интеллектуал, но никак это почему-то не подтверждает. Меня сразило наповал уже одно только его описание. "...у него, как выражались его сотрудницы, была внешность "эрудита": седые пряди в густых каштановых волосах, пытливые проницательные голубые глаза, обворожительно сочный низкий голос, уверенная беззаботная улыбка спортсмена из университетской команды. Занимавшийся прыжками в воду в школе и колледже, Лэнгдон сохранил телосложение пловца — шесть футов тренированных мышц". То есть, именно так и выглядят все эрудиты? Если у них нет "шести футов тренированных мышц", то они так, любители и салаги, а никакие не светочи знаний? И этот "эрудит" искренне удивляется, что кто-то кроме него слышал слово "масоны", не знает, что ткань замедляет падение и искренне гордится, что слышал что-то про фотоны. Так же очень удивило, что Виттория сразу поняла, что он отмечен печатью интеллекта. Недюжинная проницательность, особенно если учесть, что единственное, что он при ней до этого сказал: "Антивещество? Кажется им заправляют корабли в Стар-Треке". Вообще, как детектив Лэнгдон явно не состоялся — он либо решает загадки слишком поздно, либо неправильно, большая же часть информации появляется у него случайно по счастливому стечению обстоятельств. Финальную же загадку "Кто главный злодей?" и вовсе решает совсем не он. Лэнгдон занимается только тем, что бегает по декорациям, морщит лоб и везде огребает по полной.

    Впрочем, остальные персонажи тоже умны, как на подбор. Умнейший начальник швейцарской элитной гвардии запирает Лэнгдона в помещении с прямой телефонной линией к папе римскому (точнее, уже к камерарию), хотя его цель — не дать Лэнгдону связаться с ним. На предмет мобил бравый гвардеец тоже не догадается их обыскать. Возникает логичный вопрос: он попал на свою службу по блату? Как такой клинический идиот мог стать начальником?

    Отдельный вопрос: зачем в начале книги даётся сценка из жизни Лэнгдона про то, как он подарил бате розочку, а потом отнёс её обратно в магазин, а батя и не заметил? Просто чтобы было? Это никак не сказалось на характере Лэнгдона, это не играет никакой роли в сюжете, это вообще не нужно. Просто бессмысленная врезка в и без того искусственно раздутый роман.

    Ещё меня порадовала гениальная находка издателей: не дать содержания в романе, разделённом на главы. А зачем тогда главы? Как мне в них ориентироваться — по наитию свыше?

    Отдельные перлы автора:

    • "Кто-то заклеймил свою жертву... выжег одно-единственное слово. Слово, которое Лэнгдон знал. Знал наизусть". Ах ты, батюшки, молодец какой. Слово знал. Наизусть. Без подсказки.
    • "На установленной перед фасадом каменной плите было высечено весьма прозаическое название — "Корпус Си". Какой полёт фантазии, издевательски ухмыльнулся про себя Лэнгдон". Какого чёрта он издевательски ухмыляется? А как ещё должны называться корпуса научного центра? "Сад резвящихся фей и цветущей груши"? Он идиот что ли, посреди трагических событий нести такую фигню? Или в том месте, где он радуется, что пописал в унитаз папы. Комические моменты, чёрт подери, не хватает банановой кожуры и торта в лицо.
    • "Лежащий перед Лэнгдоном на полу труп являл собой отталкивающее зрелище". Странно. Обычно трупы приятны и привлекательны для человека, как майская роза.
    • (Сокращено, так как диалог долгий). "—Вы хотите сказать, что идея Большого взрыва первоначально принадлежала церкви?
    — Ну конечно, её в 1927 году выдвинул католический монах по имени Жорж Лемэтр. — Но я всегда считал, что эту теорию разработал гарвардский учёный Эдвин Хаббл. — Хаббл опубликовал свои рассуждения в 1929 году, то есть на два года позже Лемэтра. "Я читал о телескопе Хаббла, сэр, а о телескопе Лемэтра почему-то никто не пишет", — подумал Лэнгдон". Где логика? При чём тут телескоп? Ну да, у Хаббла телескоп, а учёный без телескопа имени себя не может открыть теорию Большого взрыва? Или у всех учёных только один телескоп на всех, у кого он находится, только тот и может делать открытия?
    • "Ромбы никоим образом не считались символом иллюминатов. И в то же время... Учёный вспомнил о знаменитом "Ромбе иллюминатов"". Это просто гениально.
    Пожалуй, пора остановиться, если выписывать вообще все нелепицы, то придётся переписать сюда половину огромной книжки.

    Не могу, однако, не упомянуть чудесное завершение романа: "– Неужели? Выходит, ты никогда не испытывал религиозного экстаза? Не изведал момента восхитительного откровения? – Нет, – покачал головой Лэнгдон. – Боюсь, что я вовсе не тот человек, который может вообще испытать какой-либо экстаз. – Это означает, – выскальзывая из халата, сказала Виттория, – что тебе еще не приходилось бывать в постели со специалистом по йоге. Не так ли?" Это же типичное завершение дешёвого любовного романа: пошлая плохо завуалированная шутка про секс и, собственно, намёк на дальнейший секс. Классика!

    Итог. Не знаю даже, стоит ли его тут подводить. В принципе, при достаточной степени скуки один раз книжку прочитать можно. Но только если рядом больше нет никакой другой литературы.

    like383 понравилось
    12,6K

Комментарии 59

Ваш комментарий

, чтобы оставить комментарий.

Аватар пользователя
sofyaakisheva884 апреля 2025
"Код да Винчи" был почему-то веселее и интереснее. А эта книга действительно, не очень. И то фильм был получше, если уж напрямую будем честны.
Аватар пользователя
Principiumidentittis18 ноября 2019

Ответьте пожалуйста, каждый ли человек, способен писать книги с таким сюжетом, как у Дэна Брауна? Чтобы такое количество людей не могло оторваться от книги?

Аватар пользователя
mygre16 января 2017

Роман не понравился сразу же. Но подруга очень хвалила и я решила дать ему шанс. И я полностью согласна со всем тем, что Вы о нем тут пишите.

like2 понравилось
Аватар пользователя
shaman4d20 ноября 2016

Кому не нравится - читайте Достоевского.

like2 понравилось
Аватар пользователя
TemGlinberg29 октября 2016

Не, ну я бы тоже порадовалась, если бы попользовалась туалетом Папы хд

Аватар пользователя
OksanaYaroshenko12 октября 2016

АААААААААА-хааххахахаха, от души посмеялась, спасибо за веселую рецензию:)

Аватар пользователя
skleppi2 декабря 2015

Спасибо, отличный отзыв=) высказано всё недоумение, которое у меня как у читателя возникло от этой книженции

Аватар пользователя
indira_b31 октября 2015
Мадам, вы немного перегибаете и утрируете :) Палехче :)
like2 понравилось
Аватар пользователя
rovenuch_holmes23 марта 2015

Браво! А то читая рецензии на утраченый символ можно захлебнуться в хвалебных излияниях

Аватар пользователя
volhoff9 июля 2014

Блистательная рецензия. Спасибо.

Аватар пользователя
Baniky22 февраля 2014

Прежде чем читать книгу, прочитала Вашу рецензию. лучше я б этого не делала, стало невозможно читать саму книгу, там где бы я раньше проскочила, теперь я вижу все то, что Вы написали. Особенно убило про "знал наизусть ОДНО слово") если там и дальше такой же картонный язык, брошу. Спасибо за рецензию

Аватар пользователя
NiKotinka16 февраля 2014

Согласна во всем. Увидела на книжных полках Инферно, решила обновить впечатления о книгах предыдущих, читаемых еще в школе. Язык действительно скупой и убогий, тут уж не попишешь. Диалоги построены как в учебнике для первоклашек, ремарки автора вне всяких похвал. Думала, писать ли мне свою рецензию, но нет, увольте, снова рыться в этом барахле не стану.

Аватар пользователя
Scale13 июля 2013

Спасибо за рецензию!Посмеялась от души)

like2 понравилось
Аватар пользователя
Nastinya2 ноября 2011

Хотелось бы поддержать rina50 , то что вы называете пелами авторами на самом деле является перлами переводчика.

like7 понравилось
Аватар пользователя
milolica24 августа 2011

Метко и едко, и в точку!) Спасибо!

like3 понравилось
Аватар пользователя
rina506 апреля 2011

Книгу читала и она мне понравилась. Я читала ее и на русском и на английском, так что я совершенно не согласна с вами, что Дэн Браун графоман. На мой взгляд любой человек, кто пишет книгу с интересным содержанием - писатель, особенно если его книги изданны и превратились в бестселлеры. Я не читаю книги для того, чтобы препарировать их в последствии. Я читаю книги, которые мне интересны. Мне до лампочки насколько точны исторические данные в этих книгах. Если они преподнесены интересно и занимательно, то меня не интересует истинность фактов. И еще эта книга не документальный исторический документ а fiction, что с в переводе с английского означает выдумка и автор имеет полное право выдумывать все, что ему нравится, а тем кому не нравится читать, пусть не читают. Такое впечатление, что рецензию писал не рядовой читатель, а доктор исторических и филологических наук, желающий похвастаться своими знаниями на книжном сайте. Если вам не понравилось так и пишите - не понравилось. И кстати на каком языке вы читали эту книгу? Потому что скорее всего большинство ляпов выпяченных вами как ляпы автора, могут оказаться ляпы переводчика. Читайте литературу в оригинале и только тогда вы можете критиковать стиль и содержание. А если вы прочли книгу в переводе, то нечего обвинять автора книги, обвиняйте переводчика.

like25 понравилось
Аватар пользователя
Freyia15 января 2011

Волшебно. Просто волшебно. Правда, Брауна я не читала, вообще не читала, несмотря на все попытки некоторых окружающих сподвигнуть меня на это действо. Но рецензия очень понравилась. Благодарствую за несколько приятных минут, проведенных за ее чтением. :)

like2 понравилось
Аватар пользователя
luZer14 января 2011

Посредственный роман сдобренный посредственным переводом. мне никогда не была понятна истерия по поводу литературных выс...ов этого человека. Впрочем, также для меня остается загадкой феноменальный успех "аватара" в кино.

like1 понравилось
Аватар пользователя
readersha14 января 2011

Респект:) Я в свое время ее так и не осилила. не смогла прожевать и с легкой душой бросила на середине

Аватар пользователя
Lillyt14 января 2011

Замечательная рецензия! :) С Дэном Брауном все ясно, а Переса-Реверте стоит читать, что скажете?

Показаны ветки 120 из 33