Рецензия на книгу
The Circle
Dave Eggers
crazy_squirrel6 августа 2017 г.Говорят, новая, безумно популярная книга Дэйва Эггерса "Сфера" — антиутопия для хипстеров. Собственно, так и есть, ведь всё тут вертится вокруг таких понятных хипстерам вещей: соцмедиа, селфи, лайки, комменты, рейтинги, опросы… Это же так интересно, это же так увлекательно! Всем вокруг ведь так важно твоё мнение, одного из семи миллиардов! Твой грустный смайлик обязательно повлияет на политику Северной Кореи или боевиков ИГИЛ! Знакомо, не так ли?
В один прекрасный день Мэй Холланд, с помощью подруги, устраивается на работу в "Сфере" — IT-гиганте, контролирующем уже более половини рынка информации и веба. Мэй в восторге: тут всё так налажено, так правильно, так понятно. Для начала Мэй попадает в отдел Чувств Клиента — довольно обычный отдел службы поддержки. И хотя для большинства эта книга — демонстрация информационного контроля, то для меня, по крайней мере, в этой её части, это — отлична сатира о корпоративной культуре. Когда все вокруг такие дружные, так ждали появления именно её, Мэй, так неимоверно радуются, что она наконец-то с ними… Все они одна команда, даже больше — одна семья. Тут собраны лучшие умы человечества, и все они просто вне себя от счастья, что Мэй в их числе. Корпоративные новости и ивенты, опросы, еженедельные презентации для вдохновения масс работников в стиле "мы все вместе это сделали, мы молодцы!". Рейтинги, оценки, и тд, и тп. Корпоративная лента, где постоянно нужно общаться с коллегами и всем миром, комментировать, постить, чтобы показать свою заинтересованность. Любой интроверт заработал бы невроз) 3, 5, а вскоре уже 9 мониторов — больше информации для бога информации! Очень много знакомых вещей, нынешним корпорациям всё ещё есть куда стремиться.
Что интересно, "Сфера", в отличие от классических антиутопий, рассказывает о событиях именно с точки зрения того, кто приводит к катастрофе. Вот такие фанатики, как Мэй, и могут осуществить апокалипсис. Они слепо верят в светлые идеалы компании, они уверены, что имеют право знать всё, они пытаются убедить с своей правоте родных и друзей, как не словом, так делом. Ведь и правда, много аргументов кажутся довольно-таки логичными: отслеживать, где находится ребёнок, чтобы его не украли; предупреждать о появлении в районе чужака; отслеживать активность в вебе — это вообще рай для маркетологов, можна будет наконец-то делать рекламу не на приблизительную аудиторию, а на конкретных людей. А идея сделать подпись с отпечатка пальца, что на бумаге, что на сенсорном экране, мне даже понравилась. Но всегда есть обратная сторона, и тот, кто владеет информацией, владеет всем миром.
И всё же, мне в этой книге очень не хватило глубины. Много вещей узнаются уже сейчас, но эффекта откровения не случилось. И если книга кажется немного поверхностной, то фильм — вообще никаким, всё скомкано, множество деталей выпущено, в книге была хоть какая-то философия и эволюция взглядов Мэй, а в фильме всё происходит одно за другим, без причин и следствий, зато больше драматизма, куда же голливуд без этого.
Возможно, для человека, всерьёз задумывающегося над тем, чтобы заклеить камеру на ноутбуке чёрной изолентой, такая история и не должна стать открытием. А вот для аудитории, что активно сидит в соцсетях и, по сути, выкладывает, самостоятельно, без принуждения, всю свою жизнь туда, книга откроет кое-что новое, возможно, даже заставит задуматься, а так ли уж нужно писать о каждом шаге и делать фото "я и олень", "я и куст", "я и памятник" при любом удобном случае.
1174