Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Красное и черное

Стендаль

  • Аватар пользователя
    sunnydhana6 августа 2017 г.

    Красное. Черное. Тусклое

    Можно ли считать честным человека, соблазнившего жену своего работодателя? Перед таким вопросом нас ставит "Красное и черное" Стендаля. По сюжету, в далеком Верьере нелюбимый (ибо слишком грамотный и начитанный) сын плотника попадает в дом мэра г-на де Реналя и начинает учить трех его детей. К несчастью, для чиновника восемнадцатилетний мальчик добирается до любовных романов. И почему-то начинает считать своим долгом совратить симпатичную г-жу де Реналь. При этом, откуда взялось это чувство долга, особо не объясняется. Упор делается на то, что это следствие уязвленного самолюбия главного героя, обладающего всенепременно исключительными способностями. Проще говоря, одаренный выскочка из низов мстит знати за свое низкое положение в социальной пирамиде. И то, что грушей для битья становится безобидная молодая мать, ему все равно. Жюльен придумывает план "штурма" и совершает исключительно мерзкий поступок. После этого сопереживать гувернеру совсем не хочется. Как и читать книгу дальше.
    Хотя отрицать, что таких случаев в то время во Франции не было, невозможно. Недаром автор назвал свое произведение хроникой 19 века. И на мой взгляд, только ради этой хроники и стоит дочитать роман до конца. Ведь ни одна из его любовных линий награду за естественность никогда не получит. По сути читателю раскрывают историю об эмоциональном дисбалансе и победе практичного разума над настоящим чувством. Создается впечатление, что Жюльен своих женщин не любил, а просто использовал. И здесь Стендалю тоже нельзя отказать в стремлении к реализму. Какая может быть искренняя любовь в мире интриг? На дворе все-таки эпоха Реставрации, когда дворяне в спешке пытались вернуть отобранные земли, а расторопные дельцы добивались высокого титула. И именно эта меркантильность и корысть в романе всячески подчеркивается. Так , в глазах современников Сореля достоинством являются ни честь и справедливость, а изворотливость угодливость. Это возвращает нас к уникальности Жюльена, который как и герой в произведениях писателей-романтиков противопоставлен толпе. Правда, бороться с этой толпой он не может, и потому начинает действовать в соответствии с ее кодексом. И тут уже на сцену выходят элементы психологического реализма и социального детерминизма.
    Однако если убрать все это, перед нами останется лишь унылый сюжет, развить который автор то ли не хотел, то ли не придумал как. Да еще и идею которого он почерпнул из газет. Это несоответствие формы содержанию несколько смущает. Ведь только алмазы хороши без огранки.

    3
    216