Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Отражения в золотом глазу

Карсон Маккаллерс

  • Аватар пользователя
    Аноним6 августа 2017 г.

    Дорогой Карсон с любовью и всякой мерзостью…

    Книги молодых привлекают нас своей невинностью и непосредственностью, детской наивностью без примеси взрослого писательского цинизма, нарастающего с годами, как кольца на дереве.
    «Изгои», завершенные Сьюзен Хинтон в 18 лет, «Летний круиз», написанный 19-летним Капоте; в 16 Лермонтов заканчивает работу над «Вадимом», а Раймон Радиге – над «Дьяволом во плоти» - эти романы, получившие ярлык «скандальных» или «противоречивых», заметно отличаются от творчества своих возрастных собратьев неким флером простоты и естественности, дальше утерянными – по крайней мере, поздним Капоте.
    Карсон Маккалерс издала первый роман в 24, третий – в 29, прожив между ними пять долгих лет, путешествуя по Европе, сходясь и расходясь с мужем, вращаясь в богемном мире Америки 40-х – с Оденом, Дали, Капоте и Теннесси Уильямсом. Между тем именно третий ее роман «Участница свадьбы», в советской литературной традиции, привыкшей к фолиантам Достоевского и многотомникам Толстого, котируемый, чаще всего, как повесть, получился по-детски трепетным, непосредственным и невинным, несмотря на яркую, четкую и безоговорочную принадлежность к жанру «южной готики».
    Истинная южанка, уроженка Коламбуса, штат Джорджия, Лула Карсон Смит, она же впоследствии Карсон Маккалерс – яркая представительница жанра «южной готики», наряду с Фланнери О’Коннор, Теннесси Уильямсом, Труменом Капоте, Харпер Ли и Уильямом Фолкнером. Произведениям Маккалерс присуща общая идея литературы американского юга времен постгражданской войны: неприятие пресловутой «американской мечты», вздернутой на флагшток Севером, попытки следовать полуразрушенным временем традиций, и, как результат, деградация, погрязание в пороках, гипертрофированное желание возврата былого, приводящего к расовой нетерпимости, наиболее ярко представленной в романе Харпер Ли «Убить пересмешника» и религиозному фанатизму, апофеоз которого в литературе можно встретить в романе Фланнери О’Коннор «Мудрая кровь».
    «Южная готика», как жанр противоречий, внутренней ломки и вечной эклектики, смешивает набожность с эксцентричностью, традиционность с маргинальностью, зачастую выбирая своими героями детей, противопоставляя невинность жестокости действительности.
    Трагедия американского юга времен Второй мировой в «Участнице свадьбы» смешивается с личной трагедией взросления девочки-подростка, перекликаясь с уже поднимаемой писательницей темой одиночества, нашедшей отражение в романе «Сердце – одинокий охотник». В отличие от романов воспитания, в настоящее время переживающих очередной пик славы после «Пулитцера» Донны Тартт, «Участница свадьбы» роман, прежде всего, драматический. Тема нравоучений, которая в том или ином виде присутствует в каждом романе воспитания, уступает место другой проблеме: поиску себя в мире одиночек, где никому ни до кого нет дела. Кухарка Беренис, кладезь народной мудрости и суровой негритянской простоты, в которой безрезультатно силишься увидеть Мамушку из «Унесенных ветром», мистер Адамс, неуловимый и усталый, и, кажется забывший, что у него есть дочь, Джон Генри, с тщетностью шестилетки хватающий юбку вступившей в пубертат кузины – среди этих людей бесконечно чужая им Фрэнки Адамс бессильно пытается найти свой круг.
    «Участница свадьбы» - роман об изгое, но изгое не вечном, а временном, изгое периодическом, проходящем, как проходит детство или тот странный период, когда хочется в 12 лет надеть взрослое платье, или пойти в бар с солдатом, или жениться на свадьбе. К слову, литературовед, писатель и философ Борис Парамонов в своей статье о Маккалерс проводит параллель встречи Фрэнки Адамс в баре с солдатом и описанной позже Сэллинджером встречи с Эсме в рассказе «Дорогой Эсме с любовью и всякой мерзостью».
    Карсон Маккалерс, как истинная писательница-южанка, в своем романе успешно сочетает любовь и всякую мерзость, сведя вместе невинность Фрэнки с житейской мудростью Беренис, худые детские коленки и виски в комнате над баром. Тягучее повествование продирается сквозь жаркое южное лето к стремительной кульминации, заканчивая роман перерождением героини – новая подруга, Тенниссон, Микеланджело – слегка омрачает безмятежность Фрэнки лишь скоропостижная кончина Джона Генри, но у детства – короткая память, и вот уже эра изгнания окончена, а «интерес к уродам – болезненное явление», говорит Мэри Литллджон.
    Роман «Участница свадьбы» стал последним большим произведением Карсон Маккалерс, в последствии ни рассказы, ни напоминающая творчество Теннесси Уильямса пьеса – как если бы у него была одна любовь, без всякой мерзости – не принесли писательнице признания. Маккалерс умерла в 50, пережив несколько инсультов и так не придя в себя после продолжительной комы.
    Отголоски «Участницы свадьбы» можно встретить в самом правдивом романе Донны Тартт «Маленький друг», угадывая в десятилетней одиночки Харриет маккалерсовскую Ф. Джэсмин Адамс.

    32
    678