Рецензия на книгу
Повелитель мух
Уильям Голдинг
Аноним4 августа 2017 г.Посмотри на себя, Человек
Если бы я прочитала эту книгу "когда положено", лет эдак 5-6 тому назад, я бы охала и ахала, мол, как же так, неужели человек способен на такое, но почему, мы уже такие умные, ну не с дубинками же ходям, такие продвинутые, аяяй...
Но я уже почти окончила универ, и что-то это уже не то. Азы истории, социологии и политологии.
Думаю, сюжет не является секретом ни для кого, даже для тех, кто книгу в руки не брал (как и я до недавних пор:), но всё же напомню: группа мальчиков оказывается на необитаемом острове. А дальше понеслась душа в рай: стадо превращается в общину благодаря выбору вожака, которого наделяют властью. Появляются правила-табу, символы власти ("рог"), распределяются роли (строители-охотники)... Ребята пытаются выжить по примеру взрослых, которые казались им такими всемогущественными. Но не всё так гладко: вдруг, откуда ни возьмись, никоткуда не взялось, а проще говоря, на арену выходить таинственный Зверь, которого никто не видел (или видел?!), но все боятся.
Изучая юриспруденцию, всякий студент начинает с такой прелестной штуки как теория государства и права. "Повелитель мух" - это первые три главы любого такого учебника, только "для чайников". Честно. Можете проверить)
***
Но я не об этом. Я даже не буду тратить свои силы и ваше время, разглагольствуя о том, "какое моральное падение допустили обычные дети", "как они могли совершить два убийства", "почему они стали такими дикарями, ведь всё могло быть иначе". Я даже не буду писать диссертации на тему "Необходимые качества лидера, или Как руководить толпой".
Нет.
Я просто хотела поделиться своими мыслями о том, что ничего же не изменилось. Мы и есть эти дети. И живем на том же острове.
Всегда стараемся жить так, чтобы нас не осудили и не сделали изгоем. В плену предрассудков а-ля "эти дикари из другого племени такие ужасные, потому что... ну, они из другого племени, этого достаточно".
У нас есть враг. Неважно, что мы его не видели и на самом деле все проблемы только в нашей голове - если сам откажешься чего-то бояться или что-то ненавидеть - тебе любезно подскажут. Семья, друзья, интернет, правительство - дьявола, другую страну, какого-то человека, религию, нацию - выбор того, что мешает тебе жить счастливой жизнью, столь разнообразен!
Мы так слепы. Мы не видели этот мир таким, каким он есть. Не знаем и сотой доли о нашем доме. Но уже считаем себя самыми умными, властелинами Вселенной. Сами дали себе право устанавливать правила игры и распоряжаться чужими судьбами. Строим города, страны (шалаши), воспитываем детей в садике для того, чтобы потом сделать из них воинов (вспоминаем, как хористы превратились в охотников), выбираем себе верховную власть, потом удивляемся, почему она такая... ну, не верховная какая-то, а потом всё как надо - революции, войны, кровь. Воистину, тот, кто не знает своей истории, обречён пережить её снова.Ах, да, немножечко оффтопа: я выросла в учительской семье. Постоянно слышу, как мама посыпает голову пеплом: государство делает всё, чтобы дети ненавидели школу. Тесты, экзамены, контрольные, аттестации - это не благо, а бич. Дети не наслаждаются процессом получения знаний - они его боятся и ненавидят. Взять ту же историю - её надо просто ПОНИМАТЬ, а не учить. Почему так произошло, и что делать, чтобы то не повторилось, а это - укреплялось и развивалось.
Но вместо этого мы зубрим даты, которые успешно забудем. Смотрим на портреты усатых дяденек (а тем, кто без усов, тихонечко их дорисовываем). И на этом всё. Человек не учится на своих ошибках, совершая их по уже такому накатанному кругу, что хомяки просто нервно грызут морковку в сторонке.Посмотри на себя, Человек. Ты - ребёнок на острове.
Подчинишься ли ты той разлагающейся свиной голове, которую так обожают мухи?
Уймешь ли ты голосу собственного разума, или же голосу Зверя, которого сам кормишь силой собственных мечтаний и энергии?
Будешь ли охранять тот костер на горе, чтобы он был спасительным огнём надежды, или же превратишь его в испепеляющее орудие, если не потушишь навсегда?..25135