Рецензия на книгу
Кентавр
Джон Апдайк
Аноним5 января 2011 г.Джон Апдайк. «Кентавр».
Сложна в прочтении. Некоторые места приходилось перечитывать, дабы понять нить происходящего.
Наверное, это первая книга прочитанная мной, сюжет которой невозможно описать. В одних главах повествование начинается от имени школьного учителя Джона Колдуэла, в других – его сына Питера. Постоянное переплетение настоящего, и прошлого, мифического и реального. В какие-то моменты, читаешь книгу, и, кажется, что время в ней остановилось.
О чем же она? В книге рассказывается о бедном, пятидесятилетнем школьном учителе Джоне Колдуэле, Он добр и жалок, всю жизнь ищет ответ на вопрос, «а зачем мы живем?». Ему не хватает веры в себя, он ощущает себя ничтожеством, не достойным чего-либо хорошего. «Мальчик спросил у отца, почему тот не носит перчатки, которые он ему подарил, потратив почти все деньги, скопленные на обучение в художественной школе, когда по программе сельскохозяйственного клуба вырастил клубнику и продал ягоды. Тогда ему едва хватило денег на носовой платок деду и маме на книгу. Отец отвечал, что они слишком хороши для него и что подари их кто-нибудь ему в детстве, он бы расплакался.»
Апдайк отождествляет Колдуэла с мифическим Кентавром, который пожертвовал своим бессмертием, чтобы спасти жизнь Прометею. Вот и Колдуэл приносит в жертву свою жизнь ради сына, но он не может стать для него опорой, потому что у него самого нет в этой жизни никакой опоры. Единственное его достоинство – это доброта. Однако в сочетании с бесхарактерностью результат такой доброты вызывает жалость.
Питер, сын Колдуэла, совсем не похож на отца. Подросток, мечтающий стать художником, болеющий псориазом. Питер считал, что страдание необходимо мужчине, и считал это своим проклятьем. Он был сильнее своего отца, у его была мечта и он ее добился. Питер – Прометей, который остался жить только благодаря принесенной в жертву жизни его отца Колдуэла.
У одних есть способности, у других - нет. Но у каждого есть что-нибудь, пусть даже иногда только жизнь.470