Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Слабость Виктории Бергман

Эрик Аксл Сунд

  • Аватар пользователя
    Аноним28 июля 2017 г.

    Стокгольмский беспросветный мрак

    Дело только в том, что эта реальность отвратительна так, что ее трудно даже представить.

    То, что скандинавские авторы, умеют если не довести до депрессии, то по крайне мере заставить взглянуть на окружающую действительность в исключительно мрачных тонах, мне известно уже давно, да и темы они выбирают далеко не приятные, но, видимо, этим они мне и нравятся. Буквально сегодня подсмотрела в чужой рецензии определение таких книг как «скандо-мазо», и просто не могу не согласиться с ним. Ты морщишься, но продолжаешь листать страницы одну за одной, вздыхая о том, в каком ужасном мире мы живем, понимая, что авторы не давят на жалось и не спекулируют на острых темах, а просто говорят о том, что к моему ужасу и сожалению, и впрямь существует бок о бок с нами. И не только в странах третьего мира (с ужасами которых нам тоже предстоит тут столкнуться), но и в благополучной Европе. Какое чудовище скрывается за маской начальника полиции, преуспевающего адвоката или главы крупной строительной фирмы? Какое не укладывающееся в голове преступление происходит за аккуратненьким забором дорогого дома с детским бассейном во дворе? Как можно называть людьми этих представителей, увы, одного с нами вида?

    Главные действующие лица трилогии Сунда — это педофилы и распространители детской порнографии. Люди, насилующие детей и снимающие это на видео. Люди, платящие за эти видео огромные деньги. Люди, которые далеки от этих извращений, но зато абсолютно не против того, чтобы продвинуться по карьерной лестнице или получить ощутимый финансовый бонус, закрыв глаза на преступления других. Никого не вижу, никого не слышу, никому ничего не скажу. Кто из них хуже? Да никто! Все они достойны того, чтобы прогнозируемый христианами ад после смерти все же и впрямь существовал.

    Что-то как-то длинно получилось, а потому идет под кат

    А обществу, как это ни печально, по большему счету все равно. Закрывая глаза, огораживаясь от ужасов происходящего, стараясь не задумываться на неприятные темы, мы поощряем все это... Яркий пример этого - самая первая часть трилогии. «Девочка-ворона» начинается с того, что стокгольмская полиция находит забальзамированные и изуродованные трупы детей на улицах. Но только вот широкого освещения в прессе не будет, не будет и начальства, требующего скорейший результат, не будет журналистов, отслеживающих каждый шаг полиции. Найденные дети — это беженцы, их никто не ищет, они никому не нужны. Попавшие в Швецию нелегальным способом в поисках лучшей жизни, они становятся просто безымянными жертвами, на которых большинству наплевать. Это понимает и комиссар уголовной полиции Жанетт Чильберг, понимает, бесится, а сделать толком ничего и не может, только на свой страх и риск потихоньку продолжить копаться в деле убитых мальчиков-иммигрантов в надежде все же найти того, кто ответит за эти чудовищные преступления.

    Тяжело ей приходится.
    Мало того, что начальник коррумпированный идиот, мало того, что ей постоянно приходится доказывать коллегам мужского пола, что она заслужила свою должность по праву, «хоть она и всего лишь баба», так еще и двадцатилетний брак трещит по швам. Ее муженек это вообще моя отдельная головная боль, козлина творческая, просидевшая 20 лет на шее у жены, а как только наконец к нему пришло признание (он художник) и бабло, так можно и кого поновее поискать в качестве спутницы жизни, в общем чудак на букву «м» он!

    Хорошо, что Жанетт находит себе человека, который неожиданно становится для нее мощной поддержкой. Психотерапевт София Цеттерлунд, к которой она обратилась за помощью в попытках составить психологический портрет убийцы, не так проста и хранит собственные тайны, но при этом все же вносит приятные нотки в жизнь Жанетт.

    Третья важная для трилогии женская фигура это собственно Виктория Бергман, в честь которой и назван цикл. Девочка, выросшая в кошмарных условиях, с раннего детства ставшая сексуальной игрушкой в руках взрослых, в том числе родного отца, неудивительно, что в попытках справиться с происходящим ее мозг одну за другой рождает новых личностей в ее голове. Девочка-ворона, Лунатик, Рептилия и многие другие, только они позволили ей пережить все, что с ней творилось. И вот теперь, став уже взрослой женщиной, Виктория пытается собрать все части своего Я в кучу и наконец стать одним человеком, человеком, который смог оставить позади свое кошмарное прошлое и пытается просто жить.

    Книга очень необычная в плане постройки сюжета, нам сразу дают много информации о личности убийцы и хотя твист, случившийся ближе к концу первой части, был очень неожиданным и удивительным, многие моменты не вызывали сомнения. Поначалу. Чем дальше в лес в текст, тем все более запутанным становится клубок, все меньше понимаешь чему верить, а потом оп-ля и еще один твист, не менее неожиданный и все становится на круги своя. Именно из-за не угасающего на протяжении всех трех частей интереса, я не смогла поставить книге не высшую оценку, хоть у меня и есть немалые претензии к концовке.

    Не хватило мне в конце как торжества справедливости, хоть преступник и поплатился, но не так как я хотела (да и не все поплатились), так и некоторых кусочков головоломки, один момент как то уж слишком вскользь осветили. Плюс показалась абсолютно не в тему краткая прогулка в историю СССР, без спойлеров не объясню, но, имхо, ни к чему оно там было. Можно было и без модных нынче тем все объяснить прекрасно.

    Но это уже нюансы, а в целом впечатление отличное, очень крутой детектив, расковыривающий гнойники современного цивилизованного общества, с отличной интригой и ооочень неожиданными поворотами сюжета. Если вас не пугает тематика и вы любите детективы и триллеры с мраком и горчинкой, которые свойственны скандинавской прозе, не проходите мимо!

    51
    779