Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 20 томах. Том 4. Война и мир. Том 1
Л. Н. Толстой
Аноним25 июля 2017 г.Перечитал все четыре тома полностью впервые после окончания школы. Сначала думал, буду писать отзывы на каждый том, но ограничусь общим подведением итогов в целом.
Эпопея эта - прежде всего гимн единству физического и психического здоровья, а также любви к Родине и к Богу как фундаменту этого здоровья. Весь блистательный социальный и психологический анализ элиты и народа суть только приложение к таковому гимну.
Главный отрицательный герой книги - Наполеон. Личность эта в эпопеи представляется сгустком безличностного абсолютного и вместе нелепого зла, нависшего над Россией. Не совсем чувствую согласие с Л. Н. Толстым в описании этой фигуры. С метафизической точки зрения и именно для России - несомненно тотальное зло, кроме многолюдной смерти ничего не принесшее. Но таков ли Наполеон для Франции? Толстой рассматривает эту фигуру с точки зрения философии истории и философии права, но не рассматривает с точки зрения социально-экономического происхождения, а с такого угла зрения Наполеон уже несколько иной персонаж, чем представлен у классика... Хотя, конечно, мастер, описывающий боль и ужас своего народа, не обязан быть вполне объективным к иноземному носителю этих боли и ужаса. Так, наверное?
Главные положительные герои эпопеи - 1) М. И. Кутузов, 2) А. Н. Болконский, 3) П. К. Безухов. 1) душа и честь русской аристократии, подлинно величественным исполином вознёсшийся над узко-сословным чванством петербургской элитки, создавший единство народа и монархии, которое спасло Россию от порабощения, а Романовых - от тотального бесчестия вовеки веков. 2) и 3) олицетворение того ещё живого, что в русской аристократии ещё было, дабы протянуть её существование на век. Самый интересный вопрос - как бы отнёсся князь Андрей Болконский к декабристскому движению, оправься он от бородинского ранения? Пьер Безухов показался мне интересной иллюстрацией к ленинскому тезису о страшно далёких от народа декабристах.
Множество других интереснейших положительных персонажей, чуть более второстепенных, на мой взгляд (старый князь Болконский, княжна Марья, Василий Денисов, Николай и Петр Ростовы, Платон Каратаев, Тихон Щербатый, капитан Тушин; совершеннейшим не отрицательным, не положительным особняком стоит замечательнейшая личность государя Александра Первого, а Долохов, в какой-то степени брат- близнец лермонтовского Печорина). Особый персонаж Соня, она - особым образом характеризует то, как социальное происхождение и статус влияли на самого Л. Н. Толстого: назвать в эпилоге её пустоцветом мог только граф, богатейший человек аристократичнейшей семьи. Как по- вашему? Второстепенные отрицательные персонажи (условно - кружок А. П. Шерер и Б. Друбецкой) - чуть менее интересны, ибо совершенно понятны. Масонское окружение П. Безухова, Иосиф Алексеевич Баздеев и т. д. - совершенно особая тема, наталкивающая на непреодолимое желание поподробнее изучить биографию основателя русского масонства (если я чего не путаю) Н. И. Новикова (1744 - 1818).
Под конец сумбурного и неполного отзыва - несколько провокационный вопрос читавшим эпопею. Не согласитесь ли вы с тем, что Элен Безухова и Наташа Ростова (до сцены с выделением подводы для раненных, для вывоза их из Москвы, до встречи с умирающим князем Андреем) этически, морально чуть ли не одно лицо? Только первая автору крайне не нравится, а вторая - более чем симпатична. Вся разница в том, что Ростова эстетически более развита, вот и всё.
---- А философскую часть эпилога я всё-таки целиком не прочитал. Там много повторяющихся мыслей, весь упор на философии истории и философии права, но совершенно нет философии народной экономики, а без этого наполеоновскую эпоху понять сложно, как мне кажется.
Но основная часть эпопеи - безусловно великое достижение Л. Н. Толстого, русского народа и всего человечества.
---
''Мелким шрифтом'' под конец добавлю - про политическую историю 1812 года и наполеоновской эпохи на будущее ещё стоит побольше почитать про дипломатические взаимоотношения Александра Первого и Великобритании. Там могут быть скрыты интереснейшие дополнительные нюансы для лучшего понимания Наполеона. У Л. Н. Толстого в начале четвертого тома на это есть тончайший мимолётный намёк...17274