Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Anathem

Neal Stephenson

  • Аватар пользователя
    Аноним25 июля 2017 г.

    Конечно, если бы у меня было техническое образование, если бы я хоть каким-нибудь боком была связана с физикой или математикой, на худой конец, астрономией, если бы в славные студенческие годы я бы не хлопала ушами на лекциях по философии, я бы наверняка нашла кучу неточностей в романе Нила Стивенсона "Анафем" и сейчас с удовольствием разобрала бы их на потеху публике. Но так случилось, что я - законченный гуманитарий, таблица умножения для меня уже высший пилотаж, поэтому я всему-всему верила, все эти теории и выкладки приводили меня в бешеный восторг, а уж гипотеза о параллельных космосах, начавших развиваться сразу же после Большого взрыва, довела меня до читательского экстаза. Но обо всем по порядку.

    Как объясняет сам автор в предисловии, Арб - место действия в романе - совсем не Земля, как обещают нам в аннотации, это другой мир, на нашу Землю во многом похожий и во многом от нее отличающийся. Весь этот мир разделен на две огромные касты: инаков, монахов от науки, и экстрамурос, всех остальных людей. Так как главные герои здесь по большей части инаки, то речь пойдет именно о них. Инаки - это люди, избравшие науку своей религией и отгородившиеся от мирян стенами концентов, своеобразных обителей для избранных. Суть их существования в том, чтобы учиться познавать и копить знания человечества. Все инаки делятся на четыре ордена: унарии, которые могут покинуть концент через год своего там пребывания, деценарии, пребывающие в конценте в течение десяти лет, центеннарии - сто лет, милленарии - тысячу лет. Очевидно, что человек вряд ли проживет больше века и уж точно не проживет тысячу. Просто таковы сроки, после которых распахиваются ворота соответствующих концентов. Такие дни называются апертами. Во время аперта инаки свободно общаются с мирянами и гуляют по экстрамуросу и, соответственно, наоборот. Главный герой романа, от имени кого и ведется повествование, деценарий фра Эразмас, попал в свой концент еще ребенком. В аперт он пытается найти свою семью, но в живых осталась лишь его сестра, обаятельная Корд, талантливый инженер, с которой у него сразу завязываются дружеские отношения. На протяжении где-то пятой части книги практически никаких событий не происходит. Мы видим, как Эразмас живет в своем конценте, знакомимся с его друзьями, узнаем, какие девушки ему нравятся, учим новые слова-термины о жизни в матике (что это за зверь, чуть позже), то есть познаем мир. Мир Эразмаса, основанный на рутине, обычаях и традициях, где уже более 3800 лет все движется согласно давно установленному порядку. И вот в дни аперта Эразмас замечает кое-что необычное: инакам запрещен вход в обсерваторию, где многие из них проводили свои научные изыскания. Дальше - больше. Сначала по одному, а затем малыми и большими группами инаков призывают в экстрамурос на помощь мирской власти. Что же произошло на планете Арб и почему непосвященным запрещают смотреть на небо? События начинают развиваться с головокружительной быстротой, Стивенсон пробует себя во многих жанрах: и научная фантастика, и "роуд-муви", и теория заговоров, и шпионаж, и немного лав стори, и все это настолько к месту, настолько сочетается между собой, что хочется пожать автору руку. Но самое классное в книге не это.

    Самое классное здесь - диалоги, и как раз наступил момент, когда стоит объяснить, что такое матик. Матик - это мир, в котором живут инаки, это все конценты вместе, своего рода парадигма восприятия окружающей действительности. Матик существует физически как обители с их соборами, библиотеками, подвалами, виноградниками, обсерваториями и конечно же населяющими их людьми. Матик также понятие метафизическое - это накопленные за тысячелетия знания, это история, наука, искусство, все то, чем дышит планета. Цель матика - познать истину, а истина, как известно, рождается в споре. И герои книги бесконечно спорят друг с другом, обсуждают явления, с которыми сталкиваются непосредственно, равно как и утверждения древних. Эти дискуссии, посвященные сознанию, параллельным вселенным, тайнам космоса - самая лучшая часть книги. Читать их было не менее увлекательно (если не более), чем следить за приключениями Эразмаса и его друзей.

    Я не буду говорить о результатах этих споров, дабы не раскрывать секретов романа и не портить вам удовольствия от прочтения. Скажу лишь о том, что меня восхитило, так как совпало с каким-то внутренним убеждением о предназначении человечества. Мы родились, чтобы знать. Наша цель в жизни - узнать как можно больше, осмыслить узнанное и передать информацию будущим поколениям, чтобы они могли ею воспользоваться на пути к дальнейшим знаниям. Этим человек, на мой взгляд, и отличается от всех остальных животных - своим стремлением к познанию. Не зря Ротшильды придумали знаменитую фразу "Кто владеет информацией, тот владеет миром". Информация - ключ ко всему, и не только в материальном смысле. Исходя из этого, матик - идеальный мир, утопия, где человек может спокойно изучать то, что ему интересно, вне зависимости от практической целесообразности своих исследований и в то же время не отвлекаясь на разные мелочи вроде пропитания и крыши над головой. Почему-то у меня в голове возникло сравнение матика с Телемской обителью Рабле, вот только в матике внешность роли не играет.

    Есть ли в романе минусы? Безусловно, да. Начало очень затянуто, персонажи ходят, говорят, ничего не происходит, и так почти 20% от всего текста. У многих читателей будет соблазн бросить книгу раньше, чем начнется хоть что-то интересное. Во-вторых, есть провисшие линии, совсем немного, но есть. Я так и не поняла, что произошло с родителями Эразмаса, хотя возможно тут виновата моя невнимательность. Как-то совсем затерялись инквизиторы. И мне не хватило финала. Возникло ощущение, что автор замышлял цикл. С одной стороны, с героями все ясно. С другой - хочется узнать больше в плане научной фантастики. Если однажды выйдет продолжение, то я точно все брошу и побегу читать.

    17
    572