Рецензия на книгу
Сильмариллион
Джон Р. Р. Толкин
Аноним24 июля 2017 г.Я очень давно хотела познакомиться с этой книгой, потому что никогда не бралась за это произведение и не открывала, в отличие от допустим «Хоббит» или «Властелин колец». Хочу вас сразу предупредить, что я читала эту книгу на русском языке с иллюстрациями Теда Несмита, но всё же советую читать в оригинале с теми же иллюстрациями и я поясню почему. Моя самая большая проблема по жизни это то, что я очень плохо запоминаю имена и названия, если они не несут какой-то значительной роли. Здесь же, проблема не столько в том, что имена и названия встречались постоянно каждый раз новые, а в том, что помимо специфических слов автора, перевели, используя древнерусскую лексику. Соответственно, если вы её не знаете, то вы попросту сядете в лужу, потому что такие моменты ключевые. В английском же языке таких слов попросту нет, поэтому оригинальный текст проще, чем перевод. Но в плюс изданию хочу сказать то, что иллюстрации встречаются постоянно, бумага очень хорошего качества и читать от этого приятнее. Выскажу свою непредвзятую позицию. Если у вас нет цели погрузиться в мифологию, если вы не являетесь ярым фанатом автора, то вам нет смысла читать этот том. Потому что данная книга полна отсылками к Библии, скандинавским эпосам (Старшая и Младшая Эдда), греческой мифологии. И говорю я не потому что хочу вас отпугнуть, а потому что автор был очень сильно увлечён этими тремя вещами. Поэтому, если вы плохо знаете Библию или скандинавский эпос, то чтение превратится для вас в сплошное мучение, потому что данные вещи упростят восприятие текста. Но чтение однозначно не будет лёгким, приятным. Для меня это был интересный и необычный опыт, но при этом, я чувствовала, что вернулась на пары источниковедения и сижу перевожу старинные тексты на современный язык. Только здесь история не реальная, а вымышленная.
Что ж, если вас не пугает такого рода текст, то из данной книги вы узнаете, откуда появилось Средиземье, что такое Сильмарили, откуда возникли эльфы, гномы, хоббиты, люди и другие существа, которые населяют этот волшебный мир. Но и думаю самый главный вопрос – откуда возникло зло, которое не давало спокойно жить героям основных произведений. Мне же всегда нравились гномы, поэтому я больше концентрировала своё внимание на тексте, где они упоминались. Я не буду скрывать, что текст давался мне нелегко, поэтому я искренне радовалась, когда переворачивала страницу и видела там иллюстрацию. Но одновременно с этим я понимаю и осознаю, насколько огромной была работа, проделанная автором, насколько хорошо он проработал свой мир, настолько, что это казалось реальным, живым и настоящим. Но при этом, в конце было всё то же чувство грусти и лёгкой обиды за персонажей, то что всё это закончилось, то что волшебство исчезло, сказки больше нет. А была ли она?
Когда я вспоминаю все истории из этой книги, они же полны болью и отчаяньем. Здесь слишком много глупых смертей, слишком много того, что можно было предотвратить. А учесть то, что эти персонажи и герои являлись более наделёнными мудростью, то я не считаю это мудростью как таковой. Мудрость созидает, а не разрушает. За каждым поступком и действием здесь стоит горечь потери и утраты. Я понимаю, что в реальной жизни всё тоже не гладко и ровно, но в целом всё не переходит грань, как тут. Слишком много крови, насилия и жестокости и хотя бы конец какой-никакой, но светлый. Если так можно назвать. Я знаю, что в «Хоббит» автор хотел сделать совершенно другой финал, но в издательстве его переубедили. И что получилось в итоге? Растоптанное королевство гномов, король гномов, который хотел лишь подарить своему народу мир и покой, но не устоял перед тёмными силами и временно потерял контроль, Бильбо который потом всю оставшуюся жизнь испытывал чувство вины и страдал от того, что не мог спасти друга. Арагорн, который в последствие фактически потерял всех, кто был ему дорог и к чему это всё привело? В итоге всё привело к тому, что волшебство полностью исчезло, оно ушло в другой мир и что осталось? Осталась пустота и обломки чужих судеб. Поэтому с этой вселенной, читатель не получит ощущение, что добро, оно победило зло. Здесь читатель получит позицию, что только сам человек может принимать решение, на чьей стороне он окажется, добра или зла. Но радости от этого ты не испытаешь. Потому что в этой вселенной победа достаётся за счёт смерти кого-то другого и смерть эта не приносит чувство удовлетворения, лишь чувство вины. Абсолютно то же самое, что так часть мы видим в скандинавском эпосе.
2038