Рецензия на книгу
Трагедия закона
Сирил Хейр
Аноним24 июля 2017 г.Зачем нужен Фрэнсис Петигрю?
Зачем нужен Фрэнсис Петигрю?
Серия Сирила Хейра об адвокате Фрэнсисе Петигрю состоит из четырех книг, похожих на задачки повышенной сложности для крючкотворов законников:
1- Трагедия закона
2- Простым канцелярским шилом
3- Смерть играет
4- Смерть бродит по лесу
Во всей серии поразил своим своеобразием Фрэнсис Петигрю (в дальнейшем ФП), тормозящим действие и несущим нагрузку лишь на завершающей стадии, когда полиция встаёт в тупик при определении выбора мотива. Но тогда можно задать вопрос, почему ФП нельзя заменить консультантом из Темпла? Дошли до мотива, поехали в Лондон, к этакому ехидному старичку лет 65- 70- ти, знающим тысячу и одну историю про судейских и съевшим не одну собаку без соли и перца во всех головоломных нюансах закона.
Всю остальную работу полиция делает в романах самостоятельно.
Фрэнсис Петигрю , магистр искусств, бакалавр права, бывший стипендиат Оксфордского колледжа Святого Марка, бывший младший научный сотрудник Колледжа всех душ, бывший стипендиат Блэкстоуна в области общего права во Внешнем темпле Темплы и инны — корпорации барристеров (адвокатов) в Англии., барристер, предстает перед нами пожилым человеком, “старичком, племя которых уже вымерло”, чья адвокатская практика сложилась неудачно, в чем он винит только себя: “не крылась ли причина неудавшейся жизни в самом Фрэнсисе Петигрю? В чем-то, чего ему не хватало, но чем в полной мере обладали те, которых он считал ниже себя? Какое-то качество, не имеющее отношения ни к характеру, ни к уму, ни к удаче, но без которого при всех своих достоинствах человек не добьется большого успеха в жизни.” Что касается судейской профессии в целом, то он испытывал к ней “невыразимое глубочайшее почтение. Это было то, чем и для чего Петигрю жил”.
В первом романе побудительным мотивом действий ФП было желание превзойти Хильду, отвергнувшую в прошлом его любовь, в знании законов, доказать ей свою значимость как юриста, которая предпочла более удачливого и беспринципного адвоката Барбера. По неофициальным слухам, Хильда своими знаниями в юриспруденции, активностью, умом и тактом сделала из него Достопочтенного сэра Уильяма Хервуда Барбера, рыцаря, члена Отделения королевской скамьи Высокого суда правосудия Высокий суд правосудия — высший суд первой инстанции, входящий в состав Верховного суда и состоящий из трех отделений, одно из которых — Королевская скамья. Время пришло. Первое и последнее роковое доказательство свершилось. ФП предстал человеком, осознающим свои достоинства и недостатки, поджидающим удобного момента для смертельного удара в тот момент, когда его сила, знания будут иметь неоспоримое преимущество. Но нам не показано развитие его мысли, суждений, гипотез по ходу развития сюжета. Думать , анализировать, выдвигать версии автор предоставляет читателю, ничего не скрывая. ФП в расследовании не участвует, постоянно на втором плане, на первом- полиция, представленная инспектором Маллетом,как нигде выглядит достойно и авторитетно. И лишь в конце ФП добавляет последнее, недостающее звено в расследовании полиции- мотив. Последний пазл вставлен и действия ФП становятся способом восстановить порядок и справедливость. ФП переиграл преступника в игре ума, эрудиции.
А вот мог или не мог ФП предупредить убийство? Не в этом ли состоит трагедия закона: в умении наказать за содеянное, но в невозможности предотвратить преступное деяние?
Во втором романе сюжет практически развивается по шаблону с первым с заменой места действия, но побудительный мотив ФП другой- борьба за свое чувство, а значит, защита своей избранницы, и ФП сидит в своем кабинете, слушает. сопоставляет, и в этой неподвижности самое страшное, что есть в ФП- выдержка, умение исподволь готовиться к смертельной схватке за свое будущее, за свое счастье, умение тактика, стратега дождаться критического момента и выйти на сцену.
В двух последних романах шаблон сохранен и предугадать преступника труда не составляет. Побудительный мотив ФП- любопытство. Образ- созерцательный законник- крючкотвор. Метод действия- выявление странности, несостыковок с последующим логическим анализом и компоновки выводов с результатами расследования.
Таким образом, ФП является лишним действующим персонажем, никакого посыла образ ФП не несет. В романах присутствует загадка, но при этом отсутствует тайна, что снижает воздействие на читателя и уменьшает художественную ценность произведения.5273