Рецензия на книгу
Картина
Даниил Гранин
Аноним22 июля 2017 г.Пока друзья постят в инстаграме R.I.P.-ы по солисту Linkin Park, 4 июля почти незаметно ушёл из жизни Даниил Гранин. Глупо сравнивать, и я вообще не о том. Я о том, к сожалению, лично мой путь к открытию Гранина стал короче именно после его смерти. Т.е. я слышал об этом писателе, имел на полке 4 его книги, но не собирался с ним знакомиться до поры до времени. И вот пора настала. Печально, что повод таков. Впрочем, лучше начать так, чем не начинать вовсе.
Мой выбор пал на роман "Картина", предвещавший разговор об искусстве, и, оправдав ожидания, явивший также картину жизни провинциального городка. Особенность книги это её главный герой - председатель горисполкома, "мэр". На мою память это первая моя книга, где ГГ - начальник. И если вы думаете, что начальники ничего не делают, получают большие зарплаты и строят себе новые дачи, эта книга для вас. Начальник здесь изображен "с человеческим лицом": Лосев крутится как белка в колесе, в лепёшку разбивается ради города (название которого - "Лыков", и не сразу поймёшь где город, а где глава, настолько они срослись даже на уровне фамилии); показана "закулисная жизнь" администрации, где Лосеву постоянно приходится идти на уступки, отыскивать компромиссы, жертвовать, принимать волевые решения. Одно из таких решений составляет главный "конфликт" романа: оставить ли здание под музей, или снести и на его месте поставить филиал компании? Сохранить историческую ценность (поругавшись с подрядчиками и с высшим начальством) или за счёт нового филиала добиться прироста экономики? Красота, искусство, эстетика, воспитание - или прибыль, прогресс, перспективы? Лосев мечется от одного к другому, не решив для самого себя что же лучше. А тут ещё и повышение в должности подоспело, что подразумевает отказ от благородных идей...
Гранин показывает сложность профессии большого начальника. Всем не угодишь, но и с совестью надо считаться. И если вы уже сто лет ждёте улучшений в родном городе, не всегда стоит пенять на коррупцию.Сама картина - пейзаж "У реки" - при этом имеют почти гоголевскую, мистическую функцию ("Портрет"): она завораживает Лосева, попадает к нему в руки и начинает весь сыр-бор. Ещё за ней кроется история любви художника и его прений с довоенным начальством о пролетарском искусстве. В основном же картина - катализатор общественных волнений: какое культурное наследие надлежит сохранять? Всё скопом? Или только самое ценное и красивое (а тогда где мерило)? Да и вообще что такое искусство: портретное сходство или передача замысла? Старенький обшарпанный дом или высокая глянцевая новостройка?
"Что останется, когда нас не будет?" - вопрошает Гранин, и речь не только о явлениях культуры, но и о человеке. Лосева нет, и его вспоминают недобрым словом, хотя мало кто знает сколько полезного он сделал. А Жмуркина заводь есть, но мало кто знает через что людям пришлось пройти, чтобы она просто осталась. Когда Гранин в 60 лет писал эту книгу, он, наверняка, потихоньку задумывался над тем, что останется после его ухода. Прожил он потом ещё почти до ста, а после него - память в виде вот таких замечательных книг.
351,6K