Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 12 томах. Том 10. Рассказы. Очерки. Публицистика 1863–1893
Марк Твен
Аноним20 июля 2017 г.О пользе собраний сочинений
В чем плюс собраний сочинений? При том, что минусы очевидны - нет писателей, которые бы выдавали гениальные вещи с производительностью пулемета, и на 1 гениальный рассказ приходится штук 5 хороший, и 30 - шлака (и это в самом лучше случае). Понятно, что собрания сочинений формируются по хронологическому признаку, но точно не по признаку гениальности - а, значит, любой читающий вынужден продираться через горы, подчас, не совсем удачных вещей, чтоб найти гениальную... которую он, вероятно, уже читал в каком-нибудь небольшом сборнике "самого лучшего". Надо сказать - подобный формат невозможен в условиях массовой рыночной литературы - а, значит, собрания сочинений остаются уделом скорее литературоведов, филологов, специалистов по творчеству, но не широкого круга - так в чем же их плюс?
Самое главное (и, наверное, необходимое для любого начинающего писателя) - мы можем наблюдать творческую эволюцию автора. От не совсем удачных, до того, что мы назовем "жемчужинами творчества". Это понимание творческой эволюции, которое происходит буквально на глазах - вероятно, самое ценное в Собраниях сочинений для простого, "нефилологического" читателя. В случае с Марком Твеном, конечно, необходимо понимать биографию автора - мало у какого писателя личная жизнь так плотно связана с характером его произведений - но даже обладая поверхностными познаниями в его биографии становится понятен путь его эволюции, эволюции, надо сказать, от юноши с горячим сердцем и с идеями в жесткого, во многом разочаровавшегося, оттого ещё более ядовитого циника.
Данный том можно отнести к ранней прозе Твена - сатирические очерки "на злобу дня", с добавлением бытовых и политических зарисовок здесь значительно превышают прочие темы, характерные для позднего Твена (в основном - религиозные). В томе присутствует публицистика, и, подчас, его публицистика гораздо выше и качественнее его художественной прозы - по крайней мере личность Твена за публицистикой просматривается куда лучше. Что же мы видим из этого "творческого среза" писателя? Умный, сметливый человек, действительно обладавший некими общественными идеалами относительно устройства общества превращается в человека разочаровавшегося, и, там где слабый человек стал бы невротиком, сильный Твен становится циником. Но цинизм Марка Твена это цинизм боли - это цинизм человека, который, видя ужаса мира, не может остаться к ним равнодушным, и защищается жесткой, на грани, иронией. В этом смысле данный том приобретает ещё и биографический характер.
Это невероятно интересный срез творчества Твена, но познакомиться с ним я могу порекомендовать только преданным фанатам - увы, не все сочтут представленные рассказы достойными внимания (а они и не все достойны внимания). Впрочем, ни в наших осуждения, ни поощрениях Марк Твен не нуждается уже давно.16285