Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 26 томах. Том 14: Деньги

Эмиль Золя

  • Аватар пользователя
    OlgaZadvornova11 июля 2017 г.

    Финансовая пирамида, о которой всё сказано ещё более 100 лет назад

    Натурализм Золя мне одновременно и нравится и не нравится, и привлекает и отталкивает. А это уже интересно, значит, писатель весьма непрост. Впрочем, не зря же Золя - временем проверенный классик.

    Не очень нравится то, что автор, на мой взгляд, остаётся слишком холодным и бесстрастным в своём повествовании. Он не любит своих персонажей, не сочувствует никому из них. Автор не щадит никого, ни главного героя, главного безумца - афериста Саккара, ни всех этих многочисленных обезумевших в финансовой лихорадке разноликих, разнохарактерных, из разной среды персонажей, ни даже тех, кто считается более - менее положительными (Каролина, её брат Гамлен, чета Жорданов), ни тех, по которым несчастливая судьба прошлась, как катком (Мазо, Массиас). Золя просто отстранённо констатирует, кто был кем в этом водовороте событий и что с кем произошло. Ну а вслед за ним и мне, как читателю, никого не жаль.

    А вот что восхищает и что подвигает далее читать французского классика, так это реалистичность, жизненность и прямо – таки живучесть всего происходящего. Любой нынешний читатель, прочитав «Деньги» Золя, вспомнит пресловутые финансовые пирамиды типа МММ и охватившее граждан безумие, случившееся в другом месте и в другое время, чем Франция середины 19-го века. Золя оказался тысячу раз прав, говоря, что проходит 10-15 лет и всё повторяется, за такой ничтожный срок жестокий урок забывается, энергия безумия скапливается вновь и проносится новым ураганом.

    В романе Золя почти нет теплоты, человеческого тепла, зато есть жёсткий каркас сути явившейся нам реальности.

    7
    814