Рецензия на книгу
У нас дома в далекие времена
Ганс Фаллада
Аноним9 июля 2017 г.У тебя нет души. Ты — душа. У тебя есть тело.
"Ад и рай — в небесах", — утверждают ханжи.
Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай — не круги во дворце мирозданья,
Ад и рай — это две половины души.Книга-подорожник.
Она лечит.
Запах нафталина. Фотографии теток, чьи имена некому вспомнить. Ворох писем со следами слез - адресат утерян безвозвратно, автор подписывался просто "М".
Луч света, пронзивший танец пылинок в сталинке, где много лет никого не было.
Странно думать, что жизнь была до тебя. Еще более странно думать, что она продолжится, когда тебя не станет - мир не замедлит бега, потому что ты - пылинка, танцующая под лезвием фотонов. Однодневка. Одна из сотен тысяч.Немцы - они понимают краткосрочность танца. Поэтому они считают. Они считают, потому что берегут, ведь счет - один из способов сберечь. Они берегут (считают!) все, что ценно. Деньги. Минуты. Часы. Секунды лета, что пронизаны счастьем. В России все просто, все бесценно, и никто не станет беречь то, что не имеет цены. Немцы знают цену. Цена - это наша жизнь.
Потратишь монетку на глупость - придется снова ее зарабатывать. Пока ты снова зарабатываешь монетку, жизнь пролетит мимо. Там, где мой соотечественник медузой растечется по стулу, немец сядет прямо, чтобы спина не касалась спинки. Это расслабляет. Нельзя расслабляться.
Что вы, это не муштра. Но разве можно огорчить маму, разве можно не оправдать ожидания отца, знающего и умеющего все на свете?
Родители - колоссы. Атланты, на чьих плечах держится мир детства. Все колоссы рано или поздно падают, лицом в крошку из глины, но пока они держат небо, мир пахнет совершенством. Мелочи вроде травм (степень тяжести - а, к черту ее) остаются мелочами. Небо на месте. Отец не сердится. Все хорошо.Небо, конечно, рухнуло.
Непонятно, почему в те времена, а кое-где до сих пор, познание тела другого человека закрывает тебе путь в детство. Это только тело, глупыш, и то оно особо не изменилось. Почему христианство так яростно настаивает на том, что соматика фатальна? Закрываются ли для нас двери в рай, если от ушиба слезает ноготь? Нет. Закрываются ли для нас двери в рай, если мы так или иначе попробуем что-то, что не пробовали раньше? Нет.
То, что детство Ганса закончилось - результат пропаганды. Пропаганда эта составлена тщательно, проверена веками, имеет причины и будет работать еще очень долго. Но от этого она не перестает быть пропагандой.Тело - прекрасно, Ганс. Ты расцвел, но не согрешил. То, что произошло с тобой, происходит со всеми, и не равно окончанию детства и потере беззаботности. Дух - сосуд невинности, но уж никак не тело. С телом ты - и другие люди - сотворят немало вещей разного рода. О части из них ты постараешься не вспоминать, часть тебя изуродует, часть - украсит. Но это не имеет значения. Ты оставишь плоть, как бабочка оставляет кокон, и на свидание с мирозданьем полетит твоя душа.
А то, из-за чего ты себя корил - способ контроля.
Если внушить людям, что секс до брака - грех, ты сможешь частично контролировать инфекции.
Если внушить людям, что потеря девственности - кошмар и ужас, уровень контроля усилится, но возможны побочки.
Если внушить людям, что сексом можно заниматься только вне поста - сможешь контролировать рождаемость. Частично.
Не поверишь, Ганс, у нас вроде и век 21, а...
Впрочем, диктаторы были всегда, и не имеет значения, что за форму форму они носят - мундир ли это, или платье в золоте и жемчугах. Желание контролировать народ просвечивает под тряпками.
Ты это знал.Ты чувствовал этот мир тонко, не так, как твои сотоварищи по играм.
Настолько тонко, что знал - в нем есть закономерности.
Ударь несколько раз по куску дерева - избежишь беды. Поверни головки расчесок налево - беда случится, поэтому нужно повернуть их направо. И не имеет значения, что показывают стрелки часов.
Эти приметы созданы тобой же. Знаки, что можешь прочесть только ты. Ад лично для тебя.
Ты напрасно надеялся, что поход к эскулапу излечит твое ОКР (да, это так называется).
Даже сейчас эти расстройства плохо поддаются коррекции. Психотерапия дает эффект, но он длится недолго. До триггера. Только самоконтроль, Ганс, но с этим ты справился сам.Все это - двойники, ОКР, видения - твоя плата.
Монетка в ладони Харона, чтобы он перевез тебя на тот берег реки, где танцуют музы.
Человек-норма не сможет создать шедевр - аксиома. Не потому, что норма - брак лаборатории, нет. Жители Обыкновении смотрят не в ту сторону, что смотришь ты. Ты смотришь на муз. Они - себе под ноги.
Вот и вся разница.
Последствия?
Такие, как ты, прячутся в книги. Чем не способ сбежать от мира, который похож на жернова мельницы?
Такие, как ты, дают нам места для пряток. Ведь написать книгу - еще один способ сбежать. В том числе и от того, что прошло.Беги, мальчик.
Но зря ты корил себя.
Твоя невинность с тобой, пока ты бежишь.36429