Рецензия на книгу
Изменение
Мишель Бютор
Аноним4 июля 2017 г.Роман Мишеля Бютора "Изменение" считается одной из самых читаемых книг течения "Новый роман". И понятно, почему. Это и есть современная классика, то есть литература, написанная богатым языком, отличающаяся индивидуальной стилистикой, в то же время это литература поиска, эксперимента, представившая на суд читателя множество формальных новшеств.
Я не очень знакома с движением нового романа, за исключением творчества таких мастодонтов, как Ален Роб-Грийе и Маргерит Дюрас. Поэтому, если честно, даже не ожидала, что впечатление от романа Бютора окажется настолько мощным.
"Изменение" - интеллектуальный, глубокий, отличающийся философским построением и лирическими пассажами роман, речь в котором идет о сорокапятилетнем коммерсанте, совершающем вояж из Парижа в Рим. В книге соблюдено классицистическое единство времени и места - на первой странице герой входит в вагон поезда, чтобы на последней из него выйти. Реальность путешествия, спутники протагониста по купе третьего класса - все это описывается в гиперреалистической манере, с множеством деталей и скрупулезностью. Именно объективное описание внешнего мира и является одной из основных черт "Нового романа". В то же время воспоминания героя, его мысли и даже сны являют собой второй пласт повествования: он и есть самый важный.
Сюжет поначалу кажется банальным: коммерсант задыхается в семейной атмосфере и единственным спасением от скуки и неминуемой старости в семейном гнезде ему кажется воссоединение с любовницей, живущей в Риме. Он хочет привезти ее в Париж и уйти из дома, продолжая бывать там только по выходным (совсем рвать с семьей персонаж, однако, не хочет - сказываются условности того времени, а также свойственная ему нерешительность). Однако события развиваются не совсем так, как мог бы предположить читатель. По пути из Парижа в Рим с героем происходит внутреннее изменение, суть которого заключается в том, что он отказывается от первоначального плана. На смену былым идеям и устремлениям приходит пустота, однако с ней и решение - чем можно ее заполнить.
Важной чертой повествования является то, что рассказ ведется во втором лице, то есть персонаж - не "я" или "он", как все привыкли, а "вы". И в этом взаимном проникновении персонажа, автора и читателя заключается головокружительный эффект концовки.
Скажу о минусах: мне не понравился характер персонажа, к тому же, для коммерсанта он слишком умозрителен, как Блум у Джойса, как будто автор все время забывает, что его герой - средней руки обыватель, а не писатель-интеллектуал. Именно поэтому не слишком правдоподобным мне показался путь, который указывает писатель своему протагонисту в финале - для выполнения той задачи, которая призвана внести смысл в жизнь персонажа, ему нужны совсем иные данные и способности, которых, очевидно, у него нет.
Зато у нас есть чудесная возможность проявить при чтении этой книги свой уникальный талант - талант читателя, поучаствовать в духовном снисхождении героя в Аид и самим очиститься, пройдя через горн настоящей литературы. Тем, для кого чтение - акт приобщения к таинствам бытия, я горячо рекомендую роман Мишеля Бютора "Изменение".
31816