Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ночь в Лиссабоне

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    half_awake3 июля 2017 г.

    Прочитав эту книгу более месяца назад, я понял, что писать о ней совсем не хочется. Ну что сказать, за месяц положение дел совсем не изменилось. И не могу признаться перед своей разросшейся совестью, что это произведение известного автора как-то было слишком поверхностным или безынтересным. Просто Ремарк, за некоторым исключением, всегда одинаковый. Когда-то мне нравилась такая стабильность автора, и я приходил к нему за атмосферой и восстановлением веры в искренность человеческих чувств. Но после полудюжины книг одной стилистики Ремарк видится застывшим в каком-то перманенте меланхоличной надежды в безвыходном положении.

    Мне стыдно, но "Ночь в Лиссабоне" прошла мимо меня. Имена героев, которые, словно две проекции одно человека спустя годы или разносящееся эхо самого автора, отскакивающее от разных поверхностей (читай, жизненных условий) за месяц стерлись из памяти бесследно (В отличие, например, от Равика из Арки или Людвига из Обелиска). Ну вот, ощущаю себя бесчувственной сволочью. Нет, мне не все равно на фашизм и его жертв. Наверное, менталитет людей и эпоха отражены весьма точно, но как и в других книгах Ремарка (Почувствовал себя мальчиком из рекламы "Твикса"). Просто прочитав в который раз про горесть разлуки и бесчеловечность, начинаешь принимать это как свершившийся факт и как что-то неискоренимое и повторяющееся. На этот раз паломничество к немецкому классику закончилось отнюдь не так, как я того желал.

    12
    63