Рецензия на книгу
Numero zero
Umberto Eco
schmelena1 июля 2017 г.Знакомство с хвалимым многими современником началось с самого известного произведения Эко «Имя розы». Но как-то не заладилось: мучительно и тягостно тянулись первые 120 страниц после чего я решила, что время не пришло и отложила книгу для более подходящего момента.
Не могу спокойно пройти мимо темы «журналистики» в литературе или кино. Образование даёт о себе знать, несмотря на отсутствие работы по специальности. Сим фактом и привлекла моё внимание книга «Нулевой номер».
У Эко - это совершенно иная «журналистика». Да и можно ли всё действо отнести к журналистике? Сомневаюсь. Эко играет со стереотипами, вовлекает читателя в игру якобы «по ту сторону» профессии, обнажая самые «низкие» наклонности журналистов: как отбрехаться от обвинения в дезинформации, как придумать новость на пустом месте, о роли правды и честности; о глупом и неинтересном читателе; о требованиях «свыше» и т.д.
Иронизируя и высмеивая пороки современной журналистики, Эко пытается намекнуть читателю на его слепую веру таблоидам, демонстрирует профессиональные «крючки», с помощью которых умелый журналист цепляет читателя.
В «Нулевом номере» всё очень гиперболизировано, Эко балансирует на грани абсурда. Происходящее в редакции вымышленной газеты «Завтра», которая никогда не выйдет в печать – напоминает курс упражнений для журналистов из разных сфер. Они тренируют и совершенствуют собственные навыки, оттачивают мастерство псевдорасследований и «набивают руку» в изящных высказываниях.
Антиутопическая какая-то журналистика, прямо литературный гротеск в чистом виде. Как по мне: всё очень «слишком». На мой взгляд, Эко перестарался и заигрался с шаблонами, стереотипами и тем самым перегнул палку.
Трудно судить по одному произведению, но по ощущениям – как-то мы не подружимся с прозой Эко. Я для него слишком глупа и неопытна, и стиль его прозы мне отнюдь не близок. Ничего. Я это переживу.4110