Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пятница, или Тихоокеанский лимб

Мишель Турнье

  • Аватар пользователя
    Аноним1 июля 2017 г.

    Книга взволновала до глубины души. Всё, что о ней пишут - неправда. Турнье это чистый Ницше. Дух этой книги - солнечный, сильный, языческий, сверхчеловеческий, свободный.
    Начинается повествование просто как пересказ всем известной истории Робинзона, и я справилась с желанием бросить недочитанной эту книгу только из-за программного послесловия Делёза - из-за него я и купила "Пятницу, или Тихоокеанский лимб". Потому что Делёз, подобно всеблагому Богу Декарта, не станет нас обманывать и одобрять посредственный текст.
    (К тому же я сама в прошлой жизни была другологом, а Турнье к своему стыду в университете не прочитала.)
    С трудом продравшись через первые десятки страниц, я всё больше увлекалась текстом. Сначала дневник Робинзона, обнажающий то, что внутри -


    "всё, что находится внутри, не существует"

    - а потом и вовсе невообразимые метаморфозы, происходящие с Робинзоном. Теллурическое обернулось солнечным, а время перестало существовать, замкнувшись в вечном мгновении, "мгновении невинности" -


    "и мне чудится, будто я живу в одном-единственном, вечно повторяющемся дне"

    Вынужденный отшельник, Робинзон, подобно ницшеанскому Заратустре (ведь именно о Заратустре Ницше пишет Турнье, а не о персидском пророке, о котором нас в примечании просвещает переводчик) выходит к людям и видит их безобразие - отстранённым взглядом наблюдателя.

    А может быть, это мне повсюду чудится Ницше.
    Пишу по свежим следам, под впечатлением от книги. Решила не смешивать свои личные ощущения с ощущениями Делёза и не перечитывать пока его статью. Потому что помню, что статья совсем о Другом.
    А я вижу в этой истории стадии кабана, "великого козла" и ребёнка. И как "я" Робинзона размывается, став сначала островом, а потом, слившись с сиянием солнца, приходит к дивному равновесию и совершенству.

    12
    2,4K