Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Повести покойного Ивана Петровича Белкина

Александр Пушкин

  • Аватар пользователя
    russian_cat30 июня 2017 г.

    Литературные пародии по-пушкински

    Бывают же в литературе случаи, когда пародии лучше оригинала. Те (вероятно, модные в свое время) произведения, которые отчасти пародировал Пушкин в своих повестях, уже давным-давно забылись и канули, так сказать, в Лету, только и остались от них, что литературные штампы, а "Повести Белкина" живут и процветают. Причем читать их можно с одинаковым удовольствием как в детстве, когда ты все принимаешь за чистую монету и не подозреваешь, что автор немножечко над чем-то насмехался, так и попозже, когда это видно уже невооруженным глазом (а где-то и не видно вовсе, если честно). Все ведь дело в том, как подать. У кого-то штампы - это просто штампы. А у Пушкина и штампы - это все равно... Пушкин. А значит - изящно, легко, красиво. Совсем короткие повести, но в каждой - законченная история, со своей изюминкой.

    Все пять повестей написаны в разных стилях и вряд ли одинаково понравятся читателю (тут уж кому что больше по душе - романтизм, реализм, мистика), но познакомиться с ними определенно стоит. Тем более, объем "цикла" совсем крошечный. Я, конечно, читала его в школе, а две своих любимых вещи и перечитывала, а вот сейчас представился случай перечитать весь сборник, что я и сделала. Делюсь впечатлениями.

    "Выстрел"
    Эта повесть - одна из двух моих любимых в цикле. Однако, несмотря на это, оказалось, что я основательно подзабыла ее содержание. Только и помнила, что речь шла о какой-то дуэли, на которой что-то пошло не так. Так что, знакомясь с "Выстрелом" заново, я имела удовольствие снова понаблюдать всю историю с самого начала. Так сказать, как в первый раз.

    Здесь Пушкин, простите, Белкин предлагает нашему вниманию весьма любопытного субъекта по имени Сильвио. Человек этот, вроде бы не обиженный ни умом, ни талантами, немалую часть своей жизни посвятил мести. Точнее, ожиданию удобного случая для ее осуществления. И повод-то был для этого самый наиглупейший (да к тому же он сам был тому причиной), и все прочие люди давно и думать забыли. Но только не Сильвио. Как это нередко случается, один дурацкий поступок может если не перечеркнуть, то сильно подпортить жизнь. А уж задетая гордость... И дуэльные традиции прошлого... ну, впрочем, лучше оставим их в стороне. Лучше посмотрим, что выйдет из попытки героя все-таки довести свою дуэль до конца.

    "Метель"


    Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена.


    Здесь пародия ощущается более явно, чем в какой-либо другой повести. Этакая мистически-романтично-сентиментальная вещица, которая, напиши ее менее талантливый автор, способна была бы вызвать исключительно реакцию: "О боже, что за бред?" Высокие чувства, сильные страсти, роковое совпадение, любовная горячка, внезапно раскрытая тайна - чего здесь только нет, кажется, собраны все возможные стереотипы жанра. Вдобавок еще и нарочито преувеличены для пущей наглядности. Но Александр Сергеевич верен себе, и даже из такого более чем странного сюжета умудряется сделать очень приятную историю. (А уж метель - и вовсе излюбленный герой русских авторов. Мне за последний год рассказы на эту тему попадаются просто с маниакальной настойчивостью).

    "Гробовщик"
    Здесь мы уходим от романтики в сторону готики. Уже даже из названия ясно, что история получится веселой. Гробы, мертвецы, скелетики... Что может быть приятнее для любителя жанра? (Если что, это не я). Профессиональные источники говорят мне, что Пушкин здесь прошелся еще и по масонству, но коль скоро я в нем не сильна, ничего по этому поводу сказать не могу. Так что моему дилетантскому взгляду предстал просто небольшой эпизод из жизни достопочтенного гробовщика, который так обиделся на предложение выпить за здоровье своих клиентов, что решил позвать тех самых клиентов на новоселье (очевидно, чтобы живым над ним шутить неповадно было). Но подшутил, как оказалось, сам над собой. Веселая ночка выдалась...

    "Станционный смотритель"
    А здесь уже уклон пошел куда-то в сторону Достоевского (неважно, что он жил и творил позже, вы же поняли, что я хочу сказать). Маленький человек, "униженный и оскорбленный", лишенный единственной отрады в жизни. Смесь реализма и сентиментализма. И все это - прекрасно. В такой маленький объем Пушкин сумел вложить и описание жизни станционных смотрителей, и любовь отца к дочери, и случай, перевернувший жизнь обоих, и попытки вернуть утраченное, и позднее раскаяние. Словно маленький роман на нескольких страницах.

    "Барышня-крестьянка"
    Самое забавное, легкое и солнечное произведение из цикла. И мое любимое. Прочитала эту повесть впервые лет в 10, и тогда была просто в восторге. Конечно, сейчас такого эффекта уже не было, но все равно читать было приятно, и я невольно улыбалась, снова наблюдая за Лизой с ее проказами. Все же такие вот, веселые, живые, непосредственные героини мне куда больше по душе, чем романтично-возвышенные барышни, норовящие при удобном случае красиво упасть в обморок, олицетворением коих является та же Маша из "Метели". От тех хочется скрипеть зубами, а с такими, как Лиза, не хочется расставаться. Так и ждешь: чего она еще придумает? Жаль, что повесть такая короткая.

    В общем, если вдруг вам захочется освежить воспоминания о прочитанной в школе книжке или взглянуть на нее под другим углом, вспомните о "Повестях Белкина". Порция приятного чтения вам точно обеспечена.

    59
    575