Рецензия на книгу
Thirteen Reasons Why
Jay Asher
Аноним29 июня 2017 г.Книга на актуальную, и как не дико звучит, модную сегодня тему — подростковый суицид.
Роман уже некоторое время является бестселлером среди молодёжи и регулярно переиздаётся. В этом году вышел одноименный телесериал по мотивам произведения и тут же попал в списки хитов.
Увидев, что сын на ноутбуке смотрит это шоу, решил все-таки, и я ознакомиться, дабы держать руку на пульсе жизни своих детей. Правда, сначала решил прочитать первоисточник.
Идея книги совсем неплоха.
Ученику старшей школы Клэю Дженсену пришла посылка от недавно покончившей жизнь самоубийством девушки Ханны Бейкер, учившейся в его школе. В посылке семь аудиокассет, с тринадцатью записями — обличительными историями. Чертова дюжина причин, которые довели девушку до края. Правила таковы: слушаешь аудиодневники и передаёшь их дальше по списку. Если цепочка прервётся, то дневники будут обнародованы. Если кассеты попали к тебе, значит ты одна из причин трагедии. Вот такая интрига.
Джей Эшер, автор книги, своим романом поставила благородную цель — попробовать напомнить нынешнему поколению молодых людей быть немного внимательней к своим сверстникам, к их чувствам, переживаниям, личной жизни. Подросток должен понимать, как иногда, казалось бы обычные школьные приколы, ложные слухи, стремление поднять свой авторитет за счет других и прочие темные стороны пубертатного возраста, могут нанести их сверстнику глубокие раны, загнать в угол из которого он, может и не найти достойного выхода. Но, к сожалению, хорошая идея была загублена бездарным исполнением. А если учесть, что тема детского суицида очень деликатная и требует осторожного подхода, то роман получился не поучительный, а скорее наоборот.
Честно сказать, не особо хочется детально разбирать это произведение потому, что оно бездарно. И дело тут не в возрастном каком-то снобизме, совсем нет. Мне нравится подростковая литература. И даже типичные образцы YA типа «Голодных игр» и «Сумерек», были мною прочитаны в своё время от корки до корки, а моя оценка была далека от негативной. Но только не в этот раз.
Начнём с того, что все 13 причин, названных здесь, не могут быть оправданием столь чудовищному поступку Ханны Бейкер. Не в совокупности, не, тем более, по отдельности. На протяжении всей книги я с содроганием ждал, где же та жесть, которая заставила девушку оборвать свою жизнь. Но напрасно я переживал: с Ханной, по большому счету, ничего экстраординарного не случилось. Тут её ущипнули за попку, кто-то написал, что у неё крутая задница, ещё один приврал о том, что было на свидании с ней; школьный фотограф подсматривал в окно её спальни, да подруги оказались чуть эгоистичнее, чем ей хотелось бы. Всё это, Ханна пытается в своих предсмертных записях излишне драматизировать, но у неё это плохо получается. Создаётся впечатление, что мир оказался не таким идеальным, как она хотела бы. Но хотела бы для себя, никак не для всех. Ханна очень активная девочка, она не забитая белая ворона, на неё не было гонений. Она очень своенравна, любит идти против системы, часто сама провоцирует своих одноклассников. Этакий бунтарь, которая хочет, чтобы весь мир крутился вокруг неё любимой.
Ханна не задумывается, что она нисколько не лучше тех, кого сама решила обвинить в своей смерти. Так же может в шутку пойти на свидание, спокойно продинамить хорошего парня на вечеринке и т.д. И ведь её ничуть не заботит, а насколько она далеко заходит, играя чувствами других. Мало того, так она ещё своими кассетами переложила свою вину за преждевременный уход из жизни на других людей. Без разбору, просто кого вспомнила в трагический час, когда обиды скопились на душе.
Некоторые обвинения совсем нелепы, с какого угла не посмотри.
Да, в книги есть пара эпизодов, выходящих за рамки простого хулиганства, но даже они не могут быть оправданием суициду. Никакой безвыходной ситуации не было, и если бы Ханна не поддалась слабости, то лет через десять-пятнадцать она посмеялась над большинством из своих записей, а с остальным бы смерилась и жила дальше.
И так с Ханной более мене все понятно — избалованная, эгоцентричная, социально неадаптированная «звезда». И судя по исходу, с неуравновешенной психикой. Девочку, конечно, было бы жаль, если бы вся эта история, хоть немного, походила на правду.
Теперь немного о Клэе. В список 13-ти он попал по блату. Это автор книги захотела, чтобы в романе был положительный герой, и её нисколько не заботило, как он вписывается в логику событий.
Наш главный герой, в отличие от Ханны, немного туповат, а душевная ранимость его зашкаливает все мыслимые пределы. Слушая аудиодневники его постоянно колбасит, бросает в дрожь, тошнит и у него часто навертываются слезы. Реально муторно читать эти душевные муки, по поводу « Ах, чем же я обидел эту девочку?». Он не сколько переживает за самоубийцу, сколько, извините, бздит оказаться плохим. Адекватно оценить свои действия он не в состоянии и покорно ждёт, когда прозвучит обвинительный акт, что бы затем посыпать голову пеплом. Читателю будет нелегко, ведь ему с первых строк понятно, что парень в списке для контраста и чист как младенец, а от того все терзания этого великовозрастного мотыля попросту ни о чём.
Конструкция повествования такова, что ведётся от первого лица двумя разными людьми: сами дневники от Ханны Бейкер вперемешку с комментариями Клэя. Из-за мешанины мыслей героев выглядит это как хаос. От лица Ханны рассказ идет ещё как-то складно, не считая лишних подробностей, которые вряд ли девушка стала бы вспоминать, перед тем как покончить с собой. Ну действительно, рассказывая, например, о происшествии полугодовой давности, она запросто может упомянуть, что листья деревьев были сырыми, ночь ясной и безветренной. Ладно, спишем это на драматургический талант подростка. А вот комментарии Клэя просто «фееричны». Нам же очень важно знать, что он взял чашку с кофе и положил туда сахар или, что он в данный момент, смотрит на стакан с салфетками. Но спасибо хотя бы за то, что он нам не поведал, сколько раз он поковырял в носу или случайно пукнул общественном месте. Слушая записи на кассетах, он постоянно перебивает их ничего не значащими, односложными предложениями. К середине книги, когда я хотел как можно быстрее дочитать эту муть, меня уже попросту выбешивали вставки Клэя, так хотелось заткнуть этот фонтан.
Но самое плохое в книге, на мой взгляд это даже не то что там нелепая, непохожая на правду драма, и не его стереотипные, а от того неживые герои, и даже не корявый отупляющий литературный стиль. Плохо то, что не единым абзацем, не единой строчкой автор не удосужилась осудить поступок суицида у ребёнка. Будто это в норме, когда молодая девушка не нашла сил справиться с житейскими проблемами, кстати, не самыми худшими в жизни, и перечеркнула всё одним махом. Наплевала на родителей, педагогов, одноклассников наконец... Нет, даже не наплевала, она ещё и обвинила их в своей смерти, переложив всю ответственность за своё малодушие на чужие плечи — пусть теперь живут с этим! От такого подхода, как бы книга не возымела обратный эффект, и вместо того, что бы помочь детям разобраться в своих проблемах, она запутает их ещё больше. Мы с вами понимаем, что такая модель поведения не приемлема, но поймут ли это подростки, для которых предназначалась книга? Ведь не порицая поступок юной самоубийцы, можно подумать, что он одобрен, хоть и простым молчанием.
Итог один: не тратьте своё время на это г..о и позаботьтесь, чтобы ваши дети тоже прошли мимо.8129