Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре

Виктор Пелевин

  • Аватар пользователя
    Аноним25 июня 2017 г.

    Лабиринт для читателя

    Я видела много отзывов на «Шлем Ужаса». Многие жаловались на то, что мозг взорвался, а понять почти ничего не удалось. И, если честно, если бы я не интересовалась буддизмом, то сама могла бы остаться недовольна прочитанным. А ведь эта книга представляет нам абсолютно буддистскую картину мира. Здесь практически нет той социальной сатиры, которая обычно наполняет произведения Пелевина. Вместо этого автор фокусируется на изложении своих религиозно-философских взглядов, соединяя древнегреческий миф о Минотавре со скандинавской мифологией, буддистким учением и даже элементами христианства.

    Название книги взято из скандинавской мифологии. Шлем ужаса принадлежал клану верховного Бога Одина. Носящий же этот шлем по преданию наводил ужас на все живое вокруг. Но Пелевинский Шлем Ужаса имеет существенную разницу – он порождает ужас не в окружающих, а в самом его носящем. Какую же роль он играет и что вообще означает Пелевинской повести?

    Шлем Ужаса – это как бы и место действия, и некий символ. Герои этой повести, если смотреть чисто на внешний сюжет, оказываются в незнакомой для них реальности, запертые в комнатах, где каждый имеет доступ лишь к компьютеру и к чату. У нас есть 8 основных персонажей-участников чата. Они не могут физически увидеться, всё их общение происходит через компьютер, где они переговариваются под данными им кем-то сверху никнеймами. Они пытаются понять, как они здесь оказались, кто за этим стоит и где же из этого всего выход. Но книга так запутанна, что, похоже, читатель оказывается в лабиринте вместе с её героями.

    На мой взгляд, в контексте данной повести Шлем Ужаса символизирует так называемое в буддизме «промежуточное состояние» или «бардо». Под ним можно понимать интервал между одной жизнью и следующей, т.е. период времени между одним перерождением и другим. Эдакий лимб. От точки А до точки Б у нас существуют разные стадии этого Бардо: например, бардо жизни, т.е. жизнь текущая, какой мы её знаем; бардо смерти, когда мы умираем; и бардо становления - промежуточное состояние, длящееся от обретения нового психического тела, т.е. того, что мы обычно называем душой, становления до обретения физической оболочки. И вот, на мой взгляд, место действия здесь именно эта промежуточная стадия становления. В конце концов, если происходит перерождение, то шлем ужаса как бы заново надевается на человека, становясь бардо жизни, т.е. нашим восприятием жизни. Тут он уже будет выступать в качестве ограничителя, «барьера» к просветлению и осознанности, заставляя который человек в силах преодолеть лишь с помощью духовных практик.

    Пелевин очень необычным образом решил показать нам именно момент вот этого перерождения. Этому свидетельствует и тот ужас, которые испытывают герои в конце книги. В буддизме жизнь, как и само рождения, воспринимаются как страдание, поэтому испытываемый ужас перед этим процессом понятен. В момент перерождения все предыдущие воплощения складываются, как складываются и различные грани развившейся личности, в данно повести олицетворяемые 8 персонажами чата, и образуют личность совершенно новую - Тесея, который выйдет из лабиринта.

    Конечно же, эту книгу можно интерпретировать по-разному. И всё же, я советую читать её тем, кто уже имеет интерес к буддизму и философии.

    8
    1,4K