Рецензия на книгу
Die Frau auf der Treppe
Bernhard Schlink
Andrey_Rese25 июня 2017 г.... только этого мало
Фирменный стиль Шлинка. Встреча с прошлым. Подведение итогов прожитой жизни. Попытка честно взглянуть на свои достижения, на использованные и не использованные возможности.
Сюжет романа выполняет роль каркаса, автор мог бы легко заменить любую из его составляющих без особых потерь для качества текста. Главное в книге сравнение четырёх судеб в окружении реалий европейского ХХ века. Автор допускает, что судьба человека может быть следствием его выбора, а не результатом случайного стечения обстоятельств.
События встречают нас в деловой столице Германии - Франкфурте на Майне. Выполняя роль судьбы автор сталкивает успешного независимого привыкшего манипулировать людьми миллиардера с признанным талантливым востребованным художником, с перспективным амбициозным молодым юристом и с феминисткой, пытающейся играть роль разрушителя Системы. Гремучая смесь, неправда-ли?
Смесь может быть и гремучая, но взрыва в романе не произошло. Шлинк не был бы Шлинком, если бы просто описал конфликт, социальную драму и прочую скукотень. После короткой завязки автор развёл героев на сорок лет. Прожив жизнь миллиардер, художник, клерк и анархистка подводят итоги. Автор создал условия для идеального эксперимента - все герои прожили жизнь так, как они хотели. Им везло, они встречали только те трудности, с которыми они хотели встретиться, преодолевали только те препятствия, которые были им интересны. Жизнь прожита, «…все, что сбыться могло, им как лист пятипалый прямо в руки легло…». Счастливы ли они?
"Оказываясь в другой стране, я всякий раз задаюсь вопросом, не жилось ли бы мне здесь более счастливо. Проходя по улице и увидев на углу компанию разговаривающих и смеющихся людей, я представляю себе, как жил бы здесь и сейчас стоял бы в этой компании и весело общался с друзьями. Когда в уличном кафе я вижу, как к столику, за которым сидит женщина, подходит мужчина и оба радостно здороваются, я представляю себе, что мог бы встретить здесь другую женщину, которая радовалась бы мне, а я радовался бы ей. И когда по вечерам в окнах загорается свет, каждое окно сулит одновременно свободу и уют - свободу от старой жизни и уют новой. Теперь даже обычное чтение пробуждает во мне тоску по другой жизни в другом мире."Нет, эта книга не про роковую женщину и не про любовь. Эта книга про жизнь. Автор не оставляет нам никакой надежды - итогом даже рафинированно «удачной жизни», безусловного успеха и исполнения всех планов всегда остаётся тоска и неудовлетворенность.
15778