Рецензия на книгу
Задверье
Нил Гейман
Dasha_Nik22 июня 2017 г.Ричард Мэхью типичный представитель такого типа людей, которых в русской литературе называли "маленькими". У него есть работа, которой он, наверно, гордится, дом, в который он, наверно, рад возвращаться, девушка, которую он, наверно, любит. В общем, Ричард - серый, унылый, скучный подкаблучник. Однажды, когда Ричард шёл со своей девушкой Джессикой на суперважный ужин с боссом Джессики, он увидел лежащую на тротуаре раненую девушку и совершил (один из трёх, собственно) поступков, который немного возвышает его (ну или не дает окончательно скатиться вниз) в моих глазах: Ричард решает помочь девушке, не смотря на протесты невесты. Он подхватывает девушку на руки и несет к себе в дом, чтобы перевязать раны и отмыть кровь. На следующее утро девушка оказывается довольна бодра для её состояния, и она просит главного героя найти ради нее одного человека и передать записку. Ричард соглашается, хотя все действия девушки со странным именем Дверь кажутся ему глупыми и сумасшедшими. После этого Дверь и её новый спутник, которого отыскал Ричард, маркиз Карабас уходят, а на следующее утро ГГ обнаруживает, что его в этом мире больше никто не видит и не замечает - его больше не существует! Ричард решает найти девушку, чтобы узнать, что произошло и вернуть прежнюю жизнь...
Это моя первая книга Нила Геймана. Я сначала купила её, а потом уже прочитала советы, что это не то произведение, с которого стоит начинать знакомство с данным автором. Мистер Гейман вдохновлялся "Алисой в стране чудес", когда писал свой роман, что видно с первых строк - "Никогде" полон абсурда, аллюзий, фантасмагорий и сюрреализма. Скажу сразу, я не любитель таких вещей, так как совершенно не могу их понять. Я не понимаю "Алису.." Люьиса Кэррола, хотя эти книги мне нравятся своей необычностью и потрясающими диалогами. И именно поэтому не могу понять "Никогда" с подобной идеей, стилем и жанром. Наверно, я не могу оценить произведение таким, каким оно задумывалось полностью, но ничто не мешает оценить мне его по составляющим.
Читается книга довольно быстро (по крайней мере, когда твоя дорога на работу занимает почти полтора часа, то читаешь ты практически не отрываясь), поэтому только на 120-ой странице я удивленно заметила, что в романе совершенно ничего не происходит. Да, мы знакомимся с Ричардом, да, мы знакомимся с другими героями и злодеями, но... ничего не происходит. Ничего не происходит и на 200-ой странице, и на 280-ой. В книге очень вялый сюжет. Они просто куда-то идут. И всё. Лишь после 300ой страницы начинается не то, чтобы движуха, но всё же действия героев книги становятся более интересными. Интриги, к слову, здесь тоже нет - кто главный злодей я догадалась очень быстро, как только этот герой появился нас страницах книги. Да и диалоги не радуют: слишком скучно и "киношно", чувствуется, что изначально книга была сценарием сериала.
Герои в книге тоже никакие. Серые, скучные, блеклые. Главный герой невероятно тупой. Я не уверена, но мне кажется, что Нил Гейман хотел показать восторженного, наивного человека, которого сам себя заковал в серые рамки своей скучной жизни и который должен меняться под воздействием нового окружающего мира. А получился глупый молодой человек, который вечно ноет. Как я уже сказала выше, Ричард за все 400 страниц совершил лишь 3 поступка, которые не дают ему окончательно рухнуть в моих глазах. Во всем остальном это очень неприятно-неприметный персонаж. Здесь вообще нет ярких персонажей, хотя естьи довольно интересные, например, Анестезия и маркиз Карабас. Маркиз сам по себе герой неприятный, но его способы узнавать информацию меня вдохновили и реабилитировали его в моих глазах. Больше всех мне, наверно, понравилась Анестезия - маленькая, робкая крыситка, которая была на страницах книги очень мало, но её наивность и при этом вдохновленная храбрость вызывает теплоту и симпатию. К Двери же я практически ничего не испытывала - ни негатива, ни позитива (хотя меня откровенно покоробило её первоначальное отношение к ситуации, в которой оказался Ричард по её же вине). Злодеи в книге бессмысленно жестокие и при этом все равно довольно посредственные.
Хотя в книге есть моменты, которые мне всё же понравились и которые я искренне считаю очень хорошими. Как я уже сказала, мне понравился способ маркиза Карабаса узнавать правду - неожиданно и вызывает невольное уважение к нему. Понравилась разбитая мечта Охотницы - это было очень реалистично. Понравились мысли Ричарда в финале книги про серость и однообразность мира, в котором он живёт. Послевкусие было тоже скорее положительным, чем отрицательным, что меня удивило - мне практически не нравилась вся книга на протяжении прочтения.
Я не понимаю, что хотел сказать автор: было ли это становление "маленького" человека личностью или же это просто показан мир унылых людей в унылых красках и безысходности. Ричард осознал, что прежняя скучная жизнь в обычном Лондоне ему больше не по нраву. Он открыл в себе что-то другое, изменил себя. Но с другой стороны, Ричард не герой. И не станет им. Он трусливый, глупый, неуверенный в себе человек. Здесь в принципе персонажи до уныния реалистичные. Так что же хотел сказать автор?
733