Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Гимн

Айн Рэнд

  • Аватар пользователя
    Аноним22 декабря 2010 г.

    Кто-то сказал, что при капитализме происходит эксплуатация человека человеком, а при коммунизме – совсем наоборот.
    Стивен Фрай «Лжец»


    Несколько наивная антиутопия от Айн Рэнд, в которой идея коллективизма во всех сферах человеческой жизни возведена в гипертрофированный абсолют, а главные герои в своей восторженной целеустремленности напоминают сошедших с постамента Рабочего и Колхозницу. Люди в «Гимне» похожи на клетки организма: до пятнадцати лет в Доме Учеников – стволовые, а после совершенно произвольного назначения профессии (сразу вспоминается «Город Эмбер»), уже формирующие определенный общественный орган: Доктор, Повар, Начальник, Подметальщик… Этот принцип кажется бессмысленным из-за отсутствия профессионального образования, но ровно до того момента, пока не понимаешь, что учить в этом мире, в общем-то, нечему. О каком медицинском образовании можно говорить, если все болезни лечатся кровопусканием? Имхо, самый большой недостаток «Гимна» в том, что Рэнд уделила слишком много внимания противостоянию коллективного и индивидуального, не прописав толком сам мир. Почему так случилось? Почему произошла индустриальная деградация? Почему победили «мы»? Зачем украли «я»? Цитата из Фрая навеяна бессмысленной и парадоксальной догмой мира «Гимна»: «люди существуют только для того, чтобы работать для других». Откуда это взялось? Эволюция коммунистических идей, которые лишились первоначального смысла, и превратились в лозунги ради лозунгов? У Оруэлла была власть как самоцель, у Хаксли попытка сделать людей счастливыми, а что у Рэнд? Ничего, кроме идеологической ленты Мебиуса.

    Разумеется, как и во всякой уважающей себя антиутопии, в «Гимне» имеется главный герой - сильный, умный и красивый подметальщик Равенство 7-2521, который, заново открыв электричество, словно Прометей (коему он себя скромно и уподобляет) стремится принести его в дар братьям, дабы облегчить их труд и послужить прогрессу. Честно говоря, меня не покидало ощущение, что его мотивы не столь благородны, и что в большей степени он стремится к самоутверждению (в чем его, конечно, сложно упрекать), чтобы доказать, как несправедливо Совет по Труду определил его в дом Подметальщиков, вместо дома Ученых, о котором он всегда мечтал. Но Совет Ученых приходит в священный ужас от его изобретения, и их можно понять. Учитывая тот факт, что на колоссальную работу по внедрению свечей вместо факелов, ушло пятьдесят лет, странно, что они в ту же секунду не скончались от одной только мысли о попытке внедрить электричество. ))) Но герой не опускает рук, и в этом ему помогает отважная Свобода 5-3000 (прямо элитный номер!), чья роль в романе сводится к пробуждению в герое любовных чувств, совершению одного безрассудного поступка и последующему покорному поддакиванию крамольным речам Равенства. «Лучше мы будем прокляты с вами, чем благословенны с ними». В финале из одной крайности Рэнд бросает в другую, на смену абсолютному коллективизму приходит абсолютный индивидуализм, звучащий в нагорной проповеди очень амбициозного и эгоцентричного Прометея. И честно говоря, утверждаемая Рэнд ценность подобной идеологии, ударяющейся в крайности обожествления Эго, при всей своей привлекательности кажется сомнительной… Но книга при всех своих недостатках, бесспорно, заслуживает прочтения.

    18
    124