Рецензия на книгу
Двенадцать стульев
Илья Ильф, Евгений Петров
Lacrim_Verloren19 июня 2017 г.Это советская классика. И, казалось бы, каждый в нашей стране если не читал книгу, то смотрел фильм. Но я не смотрел, хотя некоторые цитаты знаю.
Итак, жил уже в советскую эпоху бывший аристократ Воробьянинов, работал в ЗАГСе, привык к новой жизни, и не было беды, пока не умерла его теща, мадам Петухова, и перед смертью не сообщила, что зашила драгоценности в один из двенадцати стульев их прежнего гарнитура, который у них, ясно дело, изъяли после революции. Ну и что с этой информацией делать? Забить и забыть? Да ладно! Так что Воробьянинов бросает все и едет в свой прежний город, искать стулья. А стулья уже все разошлись. Буквально сразу же он знакомится с "великим комбинатором" Остапом Бендером, который за долю от сокровищ готов помогать престарелому бывшему аристократу в поисках (причем большая часть активных действий и планов на Бендере). Однако не только эти двое знают о бриллиантах: Петухова перед смертью, как водится, исповедалась священнику, который уже давно мечтал приобрести заводик и начать совсем иную жизнь, так что он тоже бросается по следам драгоценностей.
Так вот, прочитав после книги статью, о чем на самом деле она была, я понял, что моя слепота к сатире над героями спасла меня: вряд ли бы я смог воспринять хорошо книгу в том ключе, в котором она была написана. Для советского читателя главные герои должны были отображать пороки, советский читатель не должен был хотеть, чтобы они получили сокровища. Я не советский читатель, для меня они — просто люди. Да, со своими недостатками, но ничего они собой не олицетворяют. И да, я бы в равной степени был бы рад, если бы они получили-таки бриллианты и если бы не получили — оба варианта для меня в данной истории были равноценно хороши.
Не скажу, чтобы книга очень понравилась, но наблюдать за приключениями авантюристов было занятно. Да, я все же был на стороне авантюристов. Мне интересно читать про такие вот приключения. Еще один плюс в копилку к книге: она мне попалась как раз тогда, когда я захотел найти отображение в книгах сюжетной линии, когда герои что-то делают, пытаются идти к намеченной цели, но не знают, что уже давно это все тщетно (священник, пошедший по ложному следу, как яркая иллюстрация этого сюжета). Вообще я бы почитал подобное в чем-то более эпичном, но и тут оно стало маленьким бонусом.
Кстати говоря, кое-что из финала для меня стало прямо громом средь ясного неба, а все потому, что фильм я не смотрел.Ну а из сатиры мне понравился лишь один момент (то есть над ним я посмеялся, восприняв его именно как сатиру): про множество запертых дверей на территории нашей страны, в том числе в театрах, где есть куча входов, но работает всегда один, отчего вечно создается давка и нервозность. И в этом ключе вспомнились кассы в супермаркетах, которые отчего-то любят работать в гордом одиночестве, создавая километровые очереди.
597