Рецензия на книгу
Имя розы
Умберто Эко
katya_vorobei16 июня 2017 г.«Книги пишутся не для того, чтоб в них верили, а для того, чтобы их обдумывали. Имея перед собою книгу, каждый должен стараться понять не что она высказывает, а что она хочет высказать».Сокровище для фанатов исторических романов и саморазвития, когда с прочтением книги, как в компьютерной игре выходишь на новый уровень.
Вокруг Эко я ходила долго и упорно, напуганная до смерти отзывами сродни "ни черта не понятно" и собственной неудачной пока попыткой прочитать "Маятник Фуко". А потом открыла "Имя Розы" и пропала. Эта одна из тех книг, в которую попала капля волшебных чернил, что делает книгу совершенно магической и ты, беря ее в руки теряешь всякую свободу действий. "Еще страничку и спать, еще главу и работать". Все дела на второй план, потому что ты целиком и полностью отсутствуешь здесь и сейчас, а проживаешь в аббатстве, бродишь по закоулкам Храмины, расследуешь тайны смертей. И эта одна из сторон книги, называемая -увлекательная.
Вторая ее сторона называется - мыслительная. Ибо книга очень многопластовая и, читая не вникая - видишь просто детектив на историческом фоне, чуть-чуть поглубже закапываясь - историческая книга, которая заставляет обращаться к дополнительным источникам, чтобы выяснить неясные моменты (а я , признаться очень люблю такие книги, выявляющие пробелы в собственных знаниях, которые хочется немедленно заполнить), а если совсем дать волю размышлениям - тысячи ассоциаций и сравнений средних веков, современного времени, да и впрочем я думаю многих промежуточных, ибо ничего не меняется по сути, человеческая природа остается все той же сквозь века, а на чем, как ни на этой самой природе и строится вся история?
А вообще, конечно, просто поразительно, насколько человек слеп. Ведь в большинстве своем, даже прочитав эту книгу, даже поразмышляв после ее прочтения об управлении людьми с помощью религии, о ее страшном, катастрофическом влиянии на одну из важнейших человеческих черт - стремление к познанию, желание задавать вопросы и находить на них ответы, о необходимости сохранения и приумножения знаний, даже с пониманием всего этого, как отвратительно неумело пользуется человек опытом прошлого для не повторения ошибок в настоящем. Кажется, что главная человеческая черта - это все же упорство, потому что иначе объяснить это из века в век повторяющееся наступаниe на одни и те же грабли никак нельзя. Ибо осуждение неких героев, их поступков в книге совершенно не является гарантией того, что закрыв обложку, мы не отправимся совершать или поощрять схожие дела в настоящем. Пусть далеко не всегда эти параллели ясны и понятны с первого взгляда, но ведь как ни крути у человека есть мозг, есть умение думать и размышлять, делать выводы в конце концов.
Страшнее всего - человеческий фанатизм, а все люди, которые находят ответ на все свои вопросы в веровании во что-либо в какой-то мере рискуют стать фанатиками. Ведь какой это привлекательный в своей легкости путь - объяснить все волей чего-то высшего, как легко можно любые свои слабости, комплексы, навязчивые идеи подписать под какую-нибудь религиозную идею. Не это ли творится из века в века? Не сменяют ли друг друга идеи, часто взятые лишь для прикрытия, порой очень плохого прикрытия, своей жажды наживы, честолюбия, алчности, гордыни и желания власти? И горят люди, умирают на войнах религиозных, несут последние деньги бедняки, а мир новых религиозных идеологов жиреет и закапывается в золоте.
Книги, хорошие книги, как ни крути - лучший учитель. Они расскажут обо всех ошибках, что успели совершить люди за многие многие века своего развития и, если мы будем немного более внимательными и усердными учениками, жизнь действительно будет каждый день немного лучше.
"... значит, мы в таком месте, откуда отступился Господь..." - в отчаянии сказал я.
"А ты много видел мест, где Господь чувствовал бы себя уютно?"8112