Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Метро 2033 (аудиокнига MP3)

Дмитрий Глуховский

  • Аватар пользователя
    GipsyBatsyGeek11 июня 2017 г.

    Отличный старт

    Как много всего я слышала об этой книге, сколько раз проходила мимо неё в книжном, стреляя в её сторону глазами. Сколько времени я мечтала о том, чтобы её прочитать. Я готова была даже купить её.
    Но мне её подарили.

    Отзывы на это произведение были очень неоднозначные: кто-то прочил "Метро" культовость и лавры вершины отечественной фантастики, а кто-то откровенно ругал, называя третьесортным туалетным романом для подростков, аля "голодные дивергенты в лабиринте". Но, как говорится, пока сам не прочтёшь - не узнаешь.

    Когда открываешь книгу \новое издание, по крайней мере, как на картинке\, сразу бросается карта московского метрополитена на первом форзаце. И сразу скажу - вот это прямо фишка, бомба, очень удобная вещь для отслеживания передвижений нашего главного героя. Последний раз нечто подобное я видела только во "Властелине колец" \правда, там была географическая карта, и это мало чем мне помогало\. Безумно интересно сначала её изучить, а потом начать читать роман. Отличное дополнение к произведению.

    Язык повествования хороший, плавный, легко читаемый и воспринимаемый. Понятно, что автор имеет соответствующее образование, позволяющее писать связные тексты. Не совсем понятна для меня стала только одна вещь, касательно письма: весь роман написан в одной стилистике вплоть до слова "Конец", но эпилог, "Евангелие от Артёма", разительно отличается. Он стоит гораздо выше по художественности изложения; сравнительные обороты изощрены, но красивы; стиль письма, мемуары, построен прекрасно, постановка абзацев и предложений просто аховая. Если во время чтения романа я не особо обращала внимание на литературность изложения, то, пока читала эпилог, меня сразил эстетический припадок. Я не знаю, чем можно объяснить такую резкую смену уровня мастерства. Я клянусь, "Евангелие от Артёма" - это рай для читателя-эстета.

    А теперь плавно переходим к сюжету. Он банален до безобразия - есть гг, он хороший парень, удалец-молодец, и всё такое прочее. И вот ему надо спасти всех, потому что он избранный. Вот такой вот Томас-Трисс Эвердин-Поттер. Все соответствующие повороты сюжета, а именно "ты не избранный", "я добрый незнакомец, я тебе помогу" и "только во мраке видим свет", присутствуют. Финал интересный, но человек с большим читательским или киносозерцательным \я придумала новый термин\ стажем сразу поймёт, что где-то он такое уже видел и во всём разберётся уже на главе эдак пятнадцатой. Но не одной историей гг роман живёт. Больше главного действа цепляет совсем другое - невероятная вселенная, которая продумана до мелочей. Всё объяснено, всё взаимосвязано. Изучая карту, видишь так много интересного - и вот, буквально обо всём тебе рассказывают. Вообще обо всём. Я должна сказать, что безумно люблю эти байки у костра, которые травят друг другу жители метро. Вот всё, что не увидит Артём своими глазами, то он узнает вместе с нами через россказни. Это шикарный ход, я это люблю, уважаю и одобряю.

    Есть несколько небольших проблем касательно повествования. Иногда автор слишком увлекается описаниями тоннелей и переходов, и получается всеми нами любимая вода. Сначала это не очень заметно, но после начинает уже мозолить глаза. И повторения. Постоянное упоминание Бурбона с его крысами в каждом пустом и таинственном месте начинает надоедать к концу книги, ибо мы уже поняли мудрость московского челнока о том, что там где нет крыс всё очень плохо. Но не все повторения тут плохи: цикличный сон Артёма про ВДНХ, каждый раз дополняемый новыми деталями - это просто отличная вещь.

    Ну а теперь герои. Артём, главный герой - естественно, клише на клише и клише погоняемое. Он в меру забавный, в меру привлекательный \ ну по описанию то да, а что нет что ли?\, в меру умный, в меру тупит. Всё в меру. Приятный главный герой, одним словом. Иногда его излишне романтизируют, заставляя делать что-то героическое, но, честно говоря, в метровских реалиях, глупое. Так что, следить за Артёмом интересно. Мне лично он стал гораздо симпатичнее после его мемуаров в "Евангелии". Там он просто космос.
    А вот с остальными героями возникает некоторая проблема, потому что они так мельтешат, что что-то определённое о них сказать трудно. Но они не плохие и исправно выполняют свою функцию - помогают Артёму. Мельник, Данила и Сухой - вот, пожалуй те, кто из второстепенных хорошо запоминаются.
    Ноооооо, мой персональный любимчик - это Хан. Этот философ с Третьяковки - просто чудесный-расчудесный персонаж. Я надеюсь, что про него есть отдельная книга, ибо я б её почитала. Он крут, во всех аспектах.

    Вот, в принципе, и всё, что я могу сказать про первую часть трилогии "Метро". Вторую читать однозначно буду, потому что мне интересно, тронулся ли умом Артёмка или правда увидел то, что увидел. Роман не без недостатков, но они настолько теряются в общем водовороте прелестей, что да и ладно. Поставлю 8\10, потому что бессмысленный героизм Артёма и крысы Бурбона.

    3
    143