Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

La peste

Albert Camus

  • Аватар пользователя
    Аноним9 июня 2017 г.

    "Чума" - это поистине философский роман, неспроста он причислен к жанру притчи.
    С самых первых строк чувствуется влияние Достоевского, но в отличие от нашего великого соотечественника, Альбер более краток и избегает пространных описаний. Главные мысли он выражает путём размышлений, в которые периодически плавно перетекает действие.
    Однако поклонники именно "литературы" могут быть разочарованы путём, который выбрал для своего произведения Камю. Персонажи Альбера, в целом, безлики, хотя и имеют собственную историю. В какой-то степени, это архетипы, просто наделённые именами, личные качества которых возведены в абсолют.

    С самого начала действия и вплоть до середины романа все персонажи поочерёдно объединяются в кульминационном изображении города, поглощённого хаосом. Это происходит, потому что главными героями на самом деле являются вовсе не люди, а город Оран и Чума, ему противостоящая. Во второй половине романа происходит переход обратно к персонажам.
    Цель данного приёма в том, чтобы раскрыть персонажей уже после пережитых ими потерь и страданий. Однако 2 ключевых героя так и остаются загадками. Это - доктор Бернар Риэ, в котором Камю изобразил самого себя и единственный условно-отрицательный персонаж Коттар, преступление которого так и остаётся неназванным (хотя лично у меня есть предположение, если кто-то читал и имеет свою версию - напишите в комментарии, сравним).

    И всё-таки вернёмся к сравнению с Ф.М.Достоевским и его "Преступлением и наказанием", поскольку в случае с А.Камю и его "Чумой" этого невозможно избежать. Ключевыми темами в обоих произведениях являются: убийство и попустительство этого преступления, проще говоря, снисходительное отношение. Идея Раскольникова поразительно близка с идеологией нацистов, а Камю в своей "Чуме", по утверждению многих критиков, изобразил ничто иное, как Францию во времена фашистской оккупации. Несмотря на такую общую черту оба писателя говорят о разных способах спасения и искупления. Достоевский, как человек религиозный считает, что спасение в страдании, Камю-атеист - в сострадании. Понятия, как известно очень близкие, но всё же различные.
    Правда Альбера "с кулаками" и готова бороться, но всё же он совершает общую с Достоевским ошибку. Концовки в произведениях слишком оптимистичные, а потому слабые и далёкие от реальности. Так же как невозможно раскаяние Раскольникова, невозможно и ничем не объяснимое отступление чумы. Однако Камю всё-таки предупреждает, что Чума может в любое время вернуться, ибо она всего-лишь спряталась в укромных местах и ждёт своего часа.
    И Достоевский и Альбер солидарны в том, что добро может победить только ценой жертв. И если для Фёдора Михайловича достаточно смерти 2-ух людей и моральной эвтаназии главного героя, то Камю считает, что требуются жизни и страдания целого города.

    Подводя итоги, "Чума" - действительно один из лучших романов XX века. Это одно из тех произведений, которые развивают в человеке интеллект и нравственные качества. Для тех, кто "жаждет духовной пищи".

    9\10

    6
    128