Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Goldfinch

Donna Tartt

  • Аватар пользователя
    Amid290819927 июня 2017 г.

    Вот уже больше недели прошло с момента прочтения книги, а я всё никак не могу сесть за рецензию, собраться с мыслями и написать о Щегле.

    Этот роман из тех, к которым подходят эпитеты «монументальный, многослойный, глубокомысленный. О нем сложно написать спонтанно. Методом фрейдовских свободных ассоциаций. Хочется сказать многое, но вместе с тем понятно, что всю мощь произведения передать на словах у меня не получится. Это надо читать, пропускать через себя. Однако вообще ничего не написать об одной из лучших книг за последний год тоже нечестно. Посему начинаю.
    Итак, все три романа Донны Тартт я читал в Хронологическом порядке. И каждая последующая книга писательницы нравилась мне больше предыдущей. Я ощущаю в творчестве американки взросление, пусть это и прозвучит немного странно.
    Если в Тайной истории описаны инфантильные парни, эдакие мальчики-мажоры, которые, в основном, сами виноваты в происходящих с ними бедах, то в Маленьком друге в центре повествования находятся несчастные, одинокие при живых родителях дети, которых действительно жаль на протяжении всего чтения.
    Мои рецензии на другие книги Тартт можно найти здесь и здесь.

    В Щегле автор решила сделать главным героем одного очень яркого парня с невероятно тяжелой, трагической судьбой и показать его постепенное взросление, примерно с 13 до 26 лет. Вот именно этим приемом подробного описания формирования человеческой личности Щегол выигрывает у Маленького друга, где описан лишь небольшой фрагмент жизни героев. Плюс ко всему, начав читать третью книгу Тартт, я уже примерно представлял, чего от неё ждать: не стоит надеяться на захватывающий детектив или леденящий душу триллер. Лучше приготовиться к качественной социальной драме, щедро сдобренной алкоголем, наркотиками и прочими «прелестями жизни». Иначе говоря, я заранее вошел в ритм книги, ну а прекрасный голос Игоря Князева добавил красок и без того яркому произведению.

    Теперь пройдусь по основным плюсам произведения и объясню, почему снизил оценку на полбалла в конце чтения.

    Главная жемчужина книги – Теодор Декер. Мальчик, которому в 13 лет суждено было пережить одну из самых страшных для ребенка трагедий – потерю матери. Однако это было всего лишь началом бед одного маленького, или лучше сказать лишнего человека. Трудно представить, что на одну судьбу может выпасть сразу столько невзгод, но ведь может…. Вообще роман попал в струю сразу с двух сторон: совсем недавно прослушал в институте психоанализа курс по ПТСР, а описание жизни Тео было своеобразной иллюстрации теории. Очень интересно, хоть и тяжело было наблюдать, как мальчик существует в в навсегда изменившемся для него мире, как прогрессируют многие его симптомы, о которых нам рассказывала преподаватель. Как он пытается выжить, цепляясь за единственную оставшуюся у него соломинку – картину Щегол.

    Вторая причина того, что книга пришлась ко двору, - я начал её читать незадолго до того, как в Питере случился теракт. Поэтому в голове роились мысли типа: а ведь подобная история могла произойти и в семьях погибших в метро. А сколько подобного происходит в нашем мире ежедневно…. А ведь в том месте теоретически могли быть и мои близкие!

    Так что, ставя себя на место Тео, я вполне принимаю его образ жизни. Почти уверен, что без алкоголя и наркотиков он совершил бы суицид при прочих равных. Ведь у парня в принципе не было людей, способных направить его жизнь в другое русло…. Хоби, скажете вы? Соглашусь, но, увы, этого замечательного человека было слишком мало в жизни главного героя романа…

    Атмосфера книги и образ Тео напомнили мне восприятие романа Фоера Жутко громко и запредельно близко, да и фоеровский Оскар во многом схож с Тео, пусть даже у второго нет аутизма.

    У обоих парней случились огромные трагедии, оба имели нестандартный ум и оба были ужасно одиноки после потери.

    Только если Оскару отец оставил хотя бы загадку, решение которой стало смыслом жизни для мальчика, то Тео найти смысл жизни было гораздо сложнее….

    Наиболее сложной и противоречивой для меня была тема дружбы Тео и Бориса. Вроде эти двое стали товарищами по несчастью, но Тео производит более светлое впечатление, что ли…. Возможно, Тео не стал бы зависимым без влияния такого друга…. Отношение к этому персонажу менялось на протяжении всего повествования несколько раз. Сначала этот парень меня очаровал, стало радостно, что у Тео наконец-то появилась отдушина, потом всё больше казалось, что эта отдушина стала, скорее, воронкой. После предательства Бориса он меня вообще стал бесить и разочаровал окончательно. Однако мастерский ход автора в финале заставил вновь изменить мнение на более позитивное. Всё-таки было у этого парня чувство вины, и частично он исправил созданную им мерзкую ситуацию.

    Хоби – персонаж, который единственный во всем романе достоин восхищения! Кладезь житейской мудрости, настоящий профессионал своего дела и просто хороший человек. Фактически, только он отнесся к Тео с добром, по –отцовски. Вполне понятно, что их тоже связало общее горе, но всё-равно благородство Хоби в эпизоде с «покаянием» Тео поражает!

    Огромный интерес представляли отношения Тео и /Пиппы. Опять же, люди с общим горем нашли друг друга, у них есть шанс стать менее одинокими в этом мире, обрести счастье. Однако обстоятельства чаще всего сильнее нас в этой жизни. Когда в их общении открылось второе дыхание, я был уверен, что теперь всё станет на свои места, да и до сих пор в это верю почему-то….

    Про семью Барбуров тоже хочется немножко рассказать. На примере этих персонажей автор великолепно демонстрирует читателю прописную истину, которую можно описать фразой, давно уже ставшей крылатой: богатые тоже плачут. С виду эта семейка казалась образцом идеальных отношений, а, если копнуть поглубже, то они были крайне несчастными людьми, жизнь которых превратилась в существование, как и у Тео…

    Закончим с персонажами и поговорим ещё о некоторых темах произведения. Искусство как стимул для жизни, например. Картина помогала Тео выживать, как единственная оставшаяся с матерью связь. Фрейд бы назвал её переходным объектом. Вообще мне кажется, есть даже некоторые параллели между Тео и щеглом, изображенным на картине. Тео, как одинокий птенец, уцепившийся за жердочку . Оба они маленькие, не приметные, но в чем-то притягательные.

    Искусство мебельного мастерства и знание антиквариата помогало жить Хоби. Причем работа была для него не просто источником дохода, а делом всей его жизни.

    Еще нужно сказать о прекрасном языке произведения! Вот вроде тяжелый сюжет описывает Тартт, но читается роман на одном дыхании, даже несмотря на объем, который меня пугал с момента выхода книги.

    Теперь о главном минусе, который не позволил мне поставить книге максимальную оценку. Это криминальная линия в сюжете. По идее она должна быть самой захватывающей и интересной, но мне она показалась лишней, слишком коньюнктурной, что ли… Щегол прекрасен своим драматизмом, а нагонять в конце массовых жанров даже скучно, имхо…

    Концовкой я тоже не удовлетворен…. Философские рассуждения Тео об искусстве, конечно, интересны, но, получается, что читатель вновь имеет дело с открытым финалом, как и в Маленьком друге. Видимо, это уже авторский стиль…..

    Таким образом, эту книгу надо читать! Хотя бы для того, чтоб не говорить раздражающих фраз в духе «вся современная литература» - отстой. Щегол – один из тех романов, который в будещем вполне может стать классикой.

    Буду ждать новых произведений Тартт и почти уверен, что какое-то из них обязательно войдет в список самых любимых!
    8,5/10.

    28
    374