Рецензия на книгу
Сладостно и почетно
Юрий Слепухин
russian_cat6 июня 2017 г."Весна пахла смертью и яблоневым цветом" (с)
Эта книга, наверное, почти уникальна в своем роде. История последних двух лет Второй мировой войны, написанная советским писателем, но показанная исключительно глазами немцев (да еще находящейся на территории Германии "восточной работницы"). При этом роман отчасти основан на собственном опыте автора, а также изобилует множеством точных исторических фактов. Много ли таких книг вы встретите?
Как обычно, Слепухин переплетает в своем произведении множество самых разных тем, показывает события с разных точек зрения и под разными углами и, в конечном итоге, не оставляет читателю шанса не проникнуться его книгой.
Здесь и осознание человеком того, что он не может находиться в стороне от того, что происходит в его стране и вокруг него. Даже если много лет ему удавалось как бы отгораживаться от всего, считая, что его все это не касается, и до какого-то момента как будто бы так и было. Но однажды пришлось открыть глаза...
Все, что он увидел в России — начиная с того по-африкански знойного и пыльного дня, когда они ожидали переправы через Дон в нескольких километрах выше Ростова, а пикировщики Рихтхофена громили горящий город, накануне оставленный советскими войсками, и кончая последней ночью в промерзшем до космического холода, едва освещенном коптящими плошками подвале на станции Гумрак, где живых было уже не отличить от мертвых, а здоровых — от умирающих, — все, что он видел и пережил за эти шесть месяцев, не просто открыло ему глаза, оно вывернуло его наизнанку, сделало другим человеком.И вот он чувствует необходимость что-то делать и при этом осознает, что уже поздно и вряд ли что-то выйдет. Но не делать ничего - уже не в его силах, даже если попытка заранее обречена...
Расскажет нам автор и историю "заговора 20 июля" - его зарождение, жизнь и конец. И получилось у него это сделать так, что даже зная, чем все закончится, читатель все время остается в напряжении. На страницах присутствует немало реальных исторических лиц – участников германского Сопротивления: Клаус фон Штауффенберг, Хеннинг фон Тресков, Фабиан фон Шлабрендорф, Фридрих Ольбрихт и другие. Довольно подробно Слепухин излагает факты неоднократных покушений на Адольфа Гитлера, описывает процесс появления и развития Сопротивления, несогласованность и разногласия, царившие временами в его рядах, подготовку операций. Некоторые особо критические моменты расписаны буквально по минутам, со всеми деталями, так что получается этакая смесь исторической хроники с художественной литературой, где каждый герой - не просто некое абстрактное лицо со старой фотографии, но живой человек, со своими мыслями, надеждами, страхами. Картина получается очень правдоподобной и наглядной, мы можем буквально "заглянуть внутрь" заговора.
Поведает Юрий Слепухин и о том, как постепенно рушится в сознании человека все, чему он привык верить и на что опираться. Когда у него не остается никого и ничего, ради чего стоит жить. А впереди, кажется, будет только хуже...
Он сидел в этой пустой комнате, пахнущей пылью и одиночеством, среди коробок с упакованным и никому не нужным итогом жизни, и слушал нечеловечески прекрасную музыку из иного мира.Будет здесь и необычная история любви. Любви немецкого офицера и угнанной в Германию русской девушки. Короткая, драматичная и пронзительная история. Эта линия сама по себе тоже многогранна и отражает все, что принесла с собой война. Перед девушкой невольно встает некая моральная дилемма: с одной стороны, он хороший человек, ей лично ничего плохого не сделал и даже помог, а с другой – все-таки офицер вражеской армии, той самой, что оккупировала ее родной город, убивает ее соотечественников… Но это только в первый момент, потом это перестает иметь какое-либо значение. Она постепенно все больше и больше осознает, как много среди немцев не нацистов, но самых обычных людей, которые просто хотят жить, любить, иметь семью... Но это и с самого начала любовь обреченная. И сейчас, во время войны, она опасна и почти невозможна, а потом?.. Но до этого "потом" надо еще дожить. А сейчас любая встреча может стать последней...
Будет в книге и тема связи поколений. Точнее, отсутствия этой связи. Отец – профессор, известный в своей области, попавший в опалу из-за своего отношения к нацистам и нежелания подстраиваться к новому политическому курсу. И сын, воспитанный и выросший совсем в другом духе и ставший типичным Hitler-Junge, разочаровавшийся в отце и презирающий его. Отец мучительно думает: где же он ошибся? Что сделал не так? У него нет ответа. Но близкий человек стал чужим, и с этим уже сделать ничего нельзя… То, что можно, сделает война. Но, возможно, будет уже поздно...
Этот роман читается медленнее и сложнее, чем два предыдущих, из-за обилия политики, описания военных операций. Но, прежде всего, он очень тяжелый психологически. Ведь, в конечном итоге, он все равно о людях. Об их настроениях и надеждах, любви, борьбе, жизни и смерти... Во второй части цикла были и светлые моменты, здесь их почти нет. Все больше сгущается мрак, наваливается тоска и даже долгожданное приближение конца войны приносит далеко не мир и покой... Описание бомбардировки Дрездена буквально накануне капитуляции - мощнейший по своему воздействию эпизод книги.
Город продолжал гореть, туча дыма стояла над ним вполнеба, северо-западный ветер нес вдоль реки удушливый чад, засыпая окрестные деревни странным черным снегом. Это возвращался на землю пепел Дрездена — мельчайшие клочья горелых тряпок и бумаги, взвихренные под самые тучи тягой чудовищного пожара. А через Пирну брели толпы людей в изорванных и обгорелых лохмотьях, брели, одержимые одним стремлением: уйти как можно дальше от страшного места, еще несколько часов назад бывшего для одних родным городом, а для других — спасительной гаванью, в которой они надеялись дожить до близкого конца войны.Чего мне немного не хватило в книге - это сведений о героях первых двух частей цикла. Здесь мы продолжаем следить на судьбой Людмилы, увидим многие события ее глазами, вместе с ней и многими другими переживем такое, о чем невозможно вспоминать, но нельзя и забывать... Но где-то на заднем плане постоянно мелькает мысль: а как же остальные? Что там с ними? Но здесь, в этом романе, речь идет о Германии, а те остались в России, так что оставим их временно в стороне. Очень надеюсь, что автор все же расскажет нам о них хоть немного в заключительной части тетралогии.
48605