Рецензия на книгу
The Ocean at the End of the Lane
Neil Gaiman
Аноним31 мая 2017 г.Даже не знаю, как лучше сказать: то ли я перманентно обходила стороной фентезню, то ли она сама меня сторонилась, понимая, что слишком мало в нас общего. Но конкурс рецензий от Ясной поляны объявлен, список произведений опубликован, в библиотеке не нашлось ничего, кроме Геймана. Выбор очевиден, так что поехали.
Аннотация меня порадовала: маленький мальчик, его детские страхи и борьба. Будучи когда-то ребенком максимально впечатлительным, не раз сталкивалась с подобными ситуациями, поэтому ждала острой и точной прозы, местами заставляющей сердечко съеживаться от неприятных воспоминаний давно ушедших дней. Но получила недопародию на Кинга.
"Океан в конце дороги" - это такая типа страшная сказочка, в которой есть заведомо плохие и хорошие, которым не ужиться на небольших квадратах. Первые, как полагается, не местные, вылезают черт пойми откуда и стараются двумя щелчками завладеть титулом Царя горы. Но добренькие недовольны и пыжатся изо всех сил, чтобы повернуть ситуацию в привычное русло.
Из сильных моментов можно выделить лишь пару эпизодов.Первый начинается тогда, когда папочка, поддавшись соблазну физически сблизиться с очаровашкой Я-Такая-Красивая-И-Сексуальная-Няня-Что-Круче-Меня-И-Быть-Не-Может, был готов утопить собственное чадо в ванной и в прямом смысле приступил к этому действу. И только жажда жизни позволила семилетнему пареньку не опустить руки, смирившись с гадкой судьбой. Тут меня всю трясло, я ясно представила, что это могло иметь место и в реальной жизни, ведь папик был в ярости, что сынуля не уважил его новую пассию и хотел поставить его на место, а потом просто вошел в раж. Что-то типа состояния аффекта. А мальчик своими колкими фразами подливал масла в огонь. Такой упертый, с характером, при этом маленький и не понимающий, что папа не в себе, и катастрофа уже на пороге и вовсю барабанит в дверь.
Второй (он же и последний) связан с магическим кругом, так называемым Кольцом фей. По сути это была обычная лужайка опреденной формы, где подружка мальчика посоветовала ему до поры до времени схорониться. В его задачу входило там лежать и не реагировать ни на какие посулы или приказы. Те образы, которые являлись к нему, показались мне достаточно продуманными, те слова, которые они произносили, те угрозы, которыми они бросались, не выдуманы, дети и впрямь боятся всего, за что их могут наругать взрослые, причем боятся панически, словно любой невинный проступок имеет вселенский масштаб и их ждет что-то, не меньшее, чем кара Божья. Поэтому тут я малышу искренне посочувствовала, хотя идея не нова, вспомните гоголевского Вия и бессонные ночи Хомы Брута. Из схожих обрядов сразу на ум приходит фильм "Ключ от всех дверей" с его кирпичной крошкой у проходов и рисованием мелками чудо-фигур в надежде спастись от нечисти.
В остальном повесть получилась довольно плоской и банальной, персонажи не прописаны, психологический аспект напрочь отсутствует, развязка предсказуема.
К моему величайшему разочарованию, читать было скучно, крохотное издание гнездилось в сумке дней пять, а это в моем случае показатель полного отсутствия интереса. И мой вам совет: хотите узнать шикарного детского писателя Геймана - обратите внимание на экранизацию его "Коралины", вот там как раз царит мистический дух Тима Бёртона. А "Океан..." оставьте истинным поклонникам и ценителям творчества старины Нила.
348