Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дженни Герхардт

Теодор Драйзер

  • Аватар пользователя
    Аноним26 мая 2017 г.

    Жизнь – лучший сценарист и лучший прозаик. Ее сюжеты неповторимы и многообразны, персонажи убедительны и натуральны. Поэтому многие классики не стеснялись озираться вокруг и искать сюжеты поблизости. Начинающий писатель Драйзер, не оцененный по заслугам за дебютный роман, тоже не постеснялся оглянуться и найти сюжет для новой книги в судьбе своей сестры. Так появился роман «Дженни Герхардт».

    «Дженни Герхардт» из историй, которые очень точно отображают время и нравы своих современников, а заодно и наших современников тоже. На то и классика. Молодая и прекрасная девушка, отдавшаяся сначала одному мужчине, а потом другому ради своей бедной семьи, сегодня ни у кого не вызовет порицания. Ее толком и не заметят. В конце концов, два любовника за всю жизнь – это по нынешним меркам даже пуританство. В конце XIX века все, конечно, было по-другому. На первый взгляд неприятная история о продажной девушке. Но Драйзер не был бы Драйзером, если бы не расписал подробности, а в них вся соль. Дженни Герхард одна из самых чистых и благородных героинь, которые мне встречались в литературе. Каждый раз принося себя в жертву семье, ее чувства и помыслы были исключительно прекрасны. Обоих своих мужчин героиня любила. Просто так случилось, что даже в свободной стране всегда есть свои предрассудки, и, к сожалению, нельзя сказать, что теперь, через сто с лишним лет, их не осталось. Все равно существует деление на богатых и бедных, на хорошие семьи и плохие, с точки зрения положения в обществе. Так устроено на данном этапе человечество.

    Можно ли усмотреть в поступках Дженни корысть? Однозначно. Решаясь на роковой шаг, девушка руководствуется нуждами семьи, безвыходным положением. Поэтому во всей истории самое неприятное – поведение отца Дженни. Он косвенный виновник положения, в которое угодила его дочь. Пусть он не толкал ее открыто к определенным действиям, однако его неспособность содержать детей и жену явилось причиной решений Дженни. Читателю остается только восхищаться самоотверженностью героини. Хотя опять же дело еще и в том, что девушка была неравнодушна к своим мужчинам. И если ее связь с сенатором с натяжкой можно назвать ошибкой юности, то Лестер стал настоящей любовью всей ее жизни. Ближе к концу справедливость в отношении отца торжествует: все остальные его благопристойные дети оказываются далеко от него, а из-за непростого характера старика ни в какую не хотят взять его к себе. Тогда старшая дочь снова доказывает и ему, и читателю, что ее душа абсолютно чистая и любящая. Она не просто готова прощать, она не помнит обид, не считает их важными и значительными. Для тех, кого Дженни любит, она готова на все.

    Меня очень расстроил финал. Драйзер довольно мягкий писатель, он не стремится сделать больно читателю, шокировать его – такие штуки свойственны сегодняшним авторам. У Драйзера в принципе сюжет стремится к справедливому завершению. Поэтому я была сильно удивлена тем, как кончился роман. К этому не шло. Возможно, без смерти дочки и предательства Лестера получилось бы очень пресно, но зато по-драйзеровски. Оказалось, ларчик просто открывался. В начальном варианте рукопись и была завершена без лишних трагедий, но первые читатели – друзья и знакомые – потребовали больше драмы. Эх, кровожадный читатель! Хлеба и зрелищ тебе надо, как всегда. И совсем не жалко героиню. Меня успокаивает мысль, что прототип персонажа, сестра Драйзера, оказалась намного счастливей Дженни. Не нашлось таких жестких критиков, способных искромсать ее судьбу. Зато появилась Дженни, всю жизнь приносящая себя в жертву, незаслуженно страдающая, но не сломленная – идеальный персонаж, отличный пример стойкости и жизнелюбия.

    Мне очень нравится Драйзер за простой слог, за незамысловатые истории, за его веру в людей и за неспешные копания в головах персонажей. Его Америка именно такая, какой мне хочется ее видеть – страна мечты, страна осуществления желаний, где все возможно и все будет хорошо. Так приятно заражаться оптимизмом писателя и с уверенностью смотреть в будущее, научившись чему-то на примере бессмертных классических героев.

    22
    508