Рецензия на книгу
Свитер
Бланка Бускетс
Rin-Rin25 мая 2017 г.Что понравилось: структура романа, она просто идеальна, и литературный стиль, на уровне классической литературы. Связующей нитью, проходящей через все произведение, становится свитер, вернее его создание. Главная героиня, пожилая женщина 85 лет пережившая инсульт и лишенная речи, вяжет свитер в подарок своей внучке, наблюдает за событиями в жизни членов своей семьи и погружается в воспоминания, при этом переходы из настоящего в прошлое происходят крайне естественно. Каждая глава названа той частью свитера, что вяжется именно сейчас: Талия, Спинка и т.д.
Что вызвало недоумение: слишком многое нагромождено. Здесь есть и любовь длинною в жизнь, и измена, и анорексия, и гомосексуализм (причем есть и лесбиянка и гей), и сексуальные домогательства на работе, и отношения с людьми намного младше, и даже убийство. Как-то это чересчур много для одного небольшого романа и для одной небольшой семьи, хотя, стоит отметить, что в принципе все описано вполне аккуратно и большого недовольства не вызвало.
Что не понравилось: главная героиня Долорс. Описан мастерски тот тип людей, которых я очень не люблю - уверенные в своей непогрешимости и правильности всех своих действий.
Если бы Долорс владела речью, то сказала бы внуку: подойди, я расскажу тебе длинную историю, историю одной жизни, прожитой как следует, истраченной без остатка, выжатой, словно апельсин, - до последней капли сока. Историю жизни, прожитой так, как надо проживать жизнь...Все ужасные решения, что она принимала, оправдывала не собственными потребностями, а заботой о других, хотя забота эта более чем сомнительна (например, лишить старшую дочь Терезу любящего отца ради финансового благополучия, обречь ее на неприязненное отношение мужчины, которого она считала своим отцом; это ли правильное решение? это ли решение в интересах ребенка?) Раздражало ее высокомерное отношение к помощнице по дому Фуенсанте, к нелюбимому мужу Эдуарду, которого под конец стала просто ненавидеть, как мне кажется, из-за того что он потерял единственное, чем он ее привлекал - деньги, к дочери от Эдуарда Леонор, про себя она ее называет не иначе как размазня.
Но Леонор как родилась размазней, так навсегда ею и останется.
Хотя именно эта "размазня" забрала недееспособную мать к себе домой после инсульта, правильная же дочь лесбиянка-революционерка-политик Тереза об этом даже и не подумала, ведь похоже это не удел сильных людей заботится о слабых. К своей внучке Сандре, которую она вроде бы любит, но предрекает ей судьбу размазни Леонор, зятя Жофре она просто считает пупочной грязью (но стоит отметить, автор описала Жофре действительно человеком вообще без положительных качеств, ничтожным и жалким, что тоже вызывает вопрос, мне кажется, что у каждого человека есть хотя бы один маленький плюс), помимо Терезы Долорс отзывается хорошо еще и о своем внуке Марти (совпадение ли то, что все достойные люди в этой семье геи?), и то, мне кажется, только потому, что он очень хорошо относится к самой Долорс, не считает ее глухой и относится к ней серьезно, т.к. образ Марти получается каким-то однобоким и в противовес Жофре излишне положительным - ласковый, добрый, терпеливый, любящий, миротворец в семье, ангел, а не человек, из-за этого он, как и Жофре, получается каким-то картонным персонажем.В общем и целом, довольно интересно, рекомендую тем, кто любит семейные истории и скелеты в шкафу.
1680