Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Nine stories

J. D. Salinger

  • Аватар пользователя
    Аноним23 мая 2017 г.

    Самосозерцание для чайников

    Если вы ещё незнакомы с Сэлинджером – вам очень повезло. Мистер Джером не терпит неискренности и легко посылает слишком вредных читателей в далёкое литературное путешествие к другим авторам. Он не цирковая лошадка и шутить с собой не позволит. Однако человек, впервые открывающий его книгу – точно везунчик. Все произведения очень личные, и одновременно о каждом. Столкнуться с ними – большое чудо.

    Девять рассказов. Девять историй и девять главных героев. Словно разбитое на девять осколков зеркало. А читатель принимает роль детектива – наблюдает, пытается сложить все детали вместе, и посмотреть, что же из этого выйдет.

    Персонажи рассказов разные: мужчины, женщины, дети, находящиеся в разных местах, действующие при разных обстоятельствах, но проходящие по одному маршруту. Все они однажды столкнулись с чем-то прекрасным, истинным чудом, пережили его и поняли – это то, что больше не повторится. Но даже если ты, читатель, не был на их месте, и думаешь, что это не про тебя, то у автора в запасе заготовлены маячки-ловушки: стоптанные кеды твоей первой юношеской любви, зелёные глаза героини, как у той незнакомки, которую ты увидел однажды и больше не встретишь, или картины Пикассо, напоминающие о былых временах. Через такие образы становишься на путь размышлений о собственной жизни, пока перед тобой не воздвигают стену – прощание во время телефонного разговора, пуля в висок, конец рассказа. Все истории недосказаны, представлены в одном моменте, они визуализируют заповеди дзен-буддизма, с которыми жил Сэлинджер.

    Помимо единого для всех маршрута, ещё есть детали, сводящие героев вместе. Каждый из них связан со смертью, отчуждением и созданием иллюзорного мира, в котором появляется понимающий человек – воображаемый друг. Смерть можно выделить в качестве отдельного персонажа, герои постоянно рассуждают о ней или даже сталкиваются лицом к лицу. Солдат – главное её орудие, при этом он является самым замкнутым человеком, находящимся в защитной оболочке, в форме, как в рабочей одежде для существования.

    Во всём этом можно найти немало пересечений с фактами жизни Сэлинджера – не только его участие во Второй Мировой войне, но и моменты из личных, любовных историй. Джером не раз говорил, что читателя должна интересовать не фигура автора, а сами герои, но взгляд цепляется за эти моменты, уходящие корнями в жизнь писателя. Это происходит потому, что основной принцип его творчества – «Пиши о том, что видишь».

    А в итоге мы смотрим на абстрактного персонажа, отдалённого от всех, находящегося в состоянии самозащиты, героя, способного вторить своему автору: «Твоя проблема в том, что ты любишь мир». И многие читатели находят в нём отражение себя. Например, в документальном фильме «Сэлинджер» показаны люди, которые хотели встретиться с любимым писателем в реальности, поговорить с ним, услышать мимолётно пущенную фразу, которую можно было бы читать между строк и долгими днями и ночами обдумывать. Но Сэлинджер резко отстранялся от них, ведь он не пророк и не обличитель. Его персонажи в этом романе, как и все выдуманные герои других произведений, – собранное из осколков зеркало: вроде смотришь на своё отражение, но всё же замечаешь, что оно более сложное, зрелое и искреннее, скрывающее собственный мир – Зазеркалье.

    2
    44