Рецензия на книгу
The Godfather
Mario Puzo
Аноним21 мая 2017 г.Почти все люди которые читают больше двух книг в год, и могут назвать себя книголюбами будут упорно отстаивать мнение, что книга, мол, всегда лучше, чем фильм. Зачастую я с ними согласен. Но в данном случае мне придется сильно напрячь свою искренность, чтобы уверенно заявить, что книга лучше. Да она безусловно намного более глубокая чем фильм, и намного сильнее раскрывает всю суть итальянской мафии, но к сожалению не выглядит таким же законченным произведением как и фильм. Она например слишком часто отвлекает нас на историю Джонни Фонтайна, которая к основному сюжету имеет весьма скромное отношение. Или на историю Люси. А может быть я просто жалуюсь, потому что основной сюжет как книги так и фильма настолько хорош что мне просто не нравиться, когда меня от него отвлекают. Фильм себе такого не позволяет.
Но всё это не мешает книге оставаться великолепным романом, и прародителем всех будущих произведений про итальянскую мафию. Она разворачивает перед нами интереснейший мир подпольного бизнеса и крайне галантных бандитов, одевающихся в дорогие костюмы и маскирующие свою криминальную деятельность под мирный экспорт оливкового масла. Это один из тех случаев, когда на мир произведения приятно смотреть именно со стороны, и совсем не хочется в нём оказаться (в отличие от, например, Хогвартца, билет в который я, даже окончив университет, всё ещё жду). И насколько бы веселым мероприятием не казалась свадьба дочери Дона, я едва бы хотел её посетить. Никогда не знаешь, вдруг именно там тебе сделают «предложение, от которого невозможно отказаться». И самое интересное, что если верить Википедии, то Марио Пьюзо написал свой роман исключительно благодаря книжным исследованиям, не разу в жизни не пообщавшись с настоящим мафиози. Не знаю насколько можно доверять Википедии, да и самому автору в этом вопросе, но если это правда, остаётся только снять шляпу перед воображением Пьюзо.
В конце концов ему удалось создать персонажа который стал настоящей легендой, интернет-мемом, умудрился пережить автора, и скорее всего переживет и меня. Дона Корлеона конечно. Спокойного, всё понимающего, по своему даже доброго, но при этом смертельно опасного человека:
В ту пору Вито Корлеоне еще не знал, какое действие оказывает на людей эта улыбка. Мороз пробегал от нее по коже, ибо она не таила в себе угрозы. Он улыбался как бы в ответ на шутку, понятную ему одному. Но оттого, что появлялась эта особенная улыбка на его лице лишь как предвестница чьей-то смерти, и шутка была на самом деле не столь уж непонятна, и глаза его при этом не улыбались, ― оттого страшно делалось, когда этот человек, внешне всегда уравновешенный, благоразумный, обнажал свое истинное нутро...И самое интересное, ему искреннее сопереживаешь, как и всем прочим персонажам семьи Карлеоне. Знаешь всю их подноготную и всё равно переживаешь. Так Сонни представляют нам как весьма неуравновешенного типа, палец которого постоянно чешется на курке. Как человека регулярно изменяющего своей жене. Но когда он останавливается у той будки всё это забывается, и остается лишь по своему симпатичный малый Сонни. Во время чтения, настолько привыкаешь к своеобразным законам Омерты, что когда кто-то их нарушает, это действительно кажется логичным, что такой человек заслужил свою смерть. И все финальные поступки Майкла кажутся странным образом оправданными.
Во время чтения где-то в уголке сознания всё же копошиться мысль, что всё это на самом деле было не так. И что итальянская мафия на самом деле убивала и по куда менее прозаичным причинам, и под их поступками не лежало нескольких пластов сложной морали, но лично я старательно игнорировал эту мысль, чтобы она не портила мне удовольствия от чтения действительно хорошего романа.
8101