Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Bellman and Black

Diane Setterfield

  • Аватар пользователя
    bookaroom13 мая 2017 г.

    Знаете, есть такие книги, я их называю досуговые, которые читаешь и просто получаешь удовольствие/расслабляешься/отдыхаешь. А есть книги, которые заставляют отрываться от чтения и долго-долго смотреть широко открытыми глазами, но невидящим взглядом, в одну точку и думать, вернее, нет… размышлять… Вот как раз вторая книга Дианы Сеттерфилд «Беллмен и Блэк, или Незнакомец в черном» из тех, что заставляет думать. Но начнем, пожалуй, по порядку. [возможны спойлеры!]

    Во-первых, я не читала первую книгу Сеттерфилд, которая просто взорвала читающую общественность и разлетелась многомиллионными тиражами по всем городам и весям. Зато! Зато мое впечатление от второй ее книги не было испорчено ожиданиями, которые на многих произвела «Тринадцатая сказка». Чему я несказанно рада.

    Во-вторых, предвосхищая негативные отзывы, хочу заметить, что смысл книги, призывающей к размышлениям на тему, не может лежать на поверхности. Поэтому не ищите его там. Он гораздо глубже: в поведении и в его причинах, в речах и мыслях героев, в их отношении к происходящему, а не в быстроразвивающемся интригующем сюжете со скрипучими половицами в готическом поместье.

    В-третьих, роман настолько ЕМКИЙ (именно так), что каждый, абсолютно каждый, выделяет для себя в повествовании что-то своё, что больше всего откликнулось и затронуло именно в нем и его. На эту мысль меня натолкнули отзывы, пусть и не самые доброжелательные, которые я прочла о «Беллмене и Блэке». Например, одни видят в романе простую истину – нельзя причинять боль живым существам, будь то грачи, котята или бабочки – просто ради забавы. Да и в принципе. Другие, видят, что работа может отнимать у человека слишком много времени, не дав ничего взамен. Третьи, что работа может быть отличным средством забытья, ухода от проблем и печалей. Своего рода побег от мрачных мыслей и самоедства. Четвертые, что смерть – неизбежное, а заключить с ней договор просто нереально. Так же нереально овладеть временем – оно все равно возьмет свое. Пятые, что детские страхи не отпускают нас и во взрослой жизни, поэтому как ни старайся – забыть их невозможно. Бессознательно они всегда присутствуют в нашей голове, мешая нам наслаждаться жизнью. Шестые, что простая мальчишечья шалость, может в будущем привести к непоправимой беде. Седьмые, что решения, которые мы принимаем в жизни сейчас могут стать судьбоносными в будущем. И бог весть сколько там еще тайных смыслов сокрыто, да так интересно было бы узнать, что и сама автор вложила красной нитью в этот роман.

    Лично мне очень импонировал главный герой. С его складом ума, увлеченностью делом, с легкостью, с которой он достигал небывалых успехов и побед, с планированием, прогнозированием, маниакальной работоспособностью и призыву к порядку. Хотя, возможно, именно это и сыграло с ним злую шутку. Но не от того ли он такой, что хотел обратить на себя внимание окружающих, добившись многого? Или не от того ли, что не знал своего отца? Вопросов много. А еще мне показалась увлекательной некая закономерность, которая прослеживается на протяжении всей книги.

    У Уильяма была отличная рогатка, самая лучшая из всех, и он мог воспользоваться ей так, как захотел бы. Но он принял решение, о котором чуть позже пожалел, но в силу своего характера был неотступен. И были условия, которые могли изменить ход события: и камень мог не долететь, но он был подобран безупречно; и грач мог вспорхнуть и улететь, но остался ждать своей участи.
    Кризис.
    Позже, у Уильяма появляется фабрика, самая успешная из всех, в чем безусловно его собственная заслуга. И он мог пользоваться ей так, как только пожелал бы. Но были условия, которые изменили ход событий – лихорадка не прошла мимо и забрала почти всех родных, приведя его к помешательству.
    Кризис.
    Позже, Беллмен, в силу своего маниакального трудолюбия, вновь ударяется в бизнес и достигает небывалых успехов, но жизнь его снова следует давно намеченной траектории, конец неизбежен, страхи снова возобладали над ним.

    А вы вообще уловили тот аспект, что жизнь героя в романе неизменно движется по всё той же дугообразной траектории? Как ни старайся, после подъема всегда следует падение.

    И понятно, что Блэк нереален, что это всего лишь мрачноватый мираж его воспаленного воображения. Некое alter ego. А история с грачами придает особую мистификацию роману. Интересно было бы знать, как сложилась бы жизнь главного героя, не загуби он в детстве маленькую несчастную птичку. Добился бы он таких же успехов, не имея желания забыть детский проступок?

    Кстати, еще в романе мне понравилась игра с цветами и красками. Если в первой части всё яркое и сочное: мох зеленый, ноги белые, небо голубое, рамки с красной тканью, то во второй части: черная ткань, серое небо и мрачные тени.

    В общем и целом, книга очень неплоха собой. Дикого восторга она у меня не вызвала, но и раздражения/отвращения/обиды/непонимания – тоже. Зато точно прочно засядет у меня в памяти и не сотрется по прошествии пары-тройки месяцев. Ну и «Тринадцатую сказку» я, пожалуй, тоже прочту.

    10
    39