Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

"Иметь" или "быть"

Эрих Фромм

  • Аватар пользователя
    Аноним11 мая 2017 г.

    видение работы Э.Фромма Иметь или быть.

    Вот и я подошел к одной из наиболее известных работ великого немецкого философа Эриха Фромма. В процессе прочтения книги меня занимал яркий, насыщенный, глубокий диалог с попыткой поиска вопросов и ответов дающих импульс к жизни.
    В самом заглавии работы автор ставит нас перед выбором Иметь или быть? Жить или умирать? Выбор конечно категоричный, жесткий и для человека неприятный, как и сама жизнь . Индивид, находящийся в лоне потребительских ценностей, оторванный от действительной картины мира, причем сосредоточенный на своих собственнических интересах, вряд ли поставит для себя вопрос таким образом. Существование подобного человека может протекать предельно долго и длительно, порой «сказка оканчивается» логическим концом… А если взглянуть на вещь шире и глобальнее, где в таком состоянии пребывает не отдельно взятый и скукоженный человечек, а целое общество или все человечество?! Боязно становится?! Страх пробирает до самых пят ?! Скрутив в болотной трясине по рукам и ногам, не отпуская ни на секунду... АУ! Выход! Ты где?! А он здесь ,прямо перед тобой, достаточно открыть и вдумчиво прочитать 320 страниц гениального немца. В своей работе, словно на поле брани, объектом притязаний выступает сама жизнь. Эрих Фромм сталкивает 2 армии, верховными правителями которых являются Бытие и Обладание. От данного исхода во многом и зависит, будет ли жить человек или все-таки смерть заберёт причитающиеся ей останки. Решение остаётся, безусловно, только за самой личность - ей распоряжаться и действовать.
    Вопрос, на который необходимо незамедлительно дать ответ, несет в себе характер чистоты. Возможна ли в современном мире хрустальность , как одной, так и другой вариации в отдельно взятом человеке? С уверенностью мы даем отрицательный ответ - НЕТ. Приведенные и озвученные концепции присутствуют в человеке вместе, вопрос стоит лишь в каких пропорциях они присутствуют и какая часть из них превалирует.
    Итак, в своём философском труде доктор Э. Фромм наблюдает, попутно объясняя, как же человек докатился до такой жизни. Перелистывая страницу за страницей нам становится понятна деволюция человеческой сущности. Взяв своё начало в ветхозаветных преданиях красной нитью проходит мысль через эпохи средневековья, возрождения, просвещения, индустриализма к нынешнему капитало-информационному укладу общества .
    Подтверждением наблюдений автора может служить хоть и ёмкое, но точное высказывание: «Будда учит, что не нужно стремиться к обретению собственности тому, кто хочет достичь высшей ступени человеческого развития». Сама же работа написана в ключе, дающем читателю встать и нащупать философскую землю. Ее идея заключается в разъяснении и раскрытии таких форм существования , как Бытие и Обладание, а также последствий, к которым они могут привести на эмпирическом уровне.
    Форма обладания в процессе исторического развития общества формировалась постепенно, прогрессируя до образа современного дракона, готового брать всё на своем пути, совершенно не задумываясь при этом о последствиях. Рассматриваемый нами антогонист поступает по отношению к самому себе беззаботно, кладя в пасть чудища самое дорогое, что у него есть - свою свободу и жизнь. Превратившись таким образом в механический, доведенный до полного автоматизма труп, человек занимается лишь имитацией жизни. В этом и заключается истинный смысл обладания. Дракон же чувствует себя превосходно и поколебать его уверенность представляется задачей весьма трудоёмкой.
    Власть, алчность и стяжательство, вот тот фундамент на котором зиждется данное чудище. "Но так ли оно ужасно?" - вы смеете возразить мне, ведь в свои «пушистые объятия оно принимает всю массу беспомощных, слабых, наивных и потерявшихся особей. Они напоминают мне того парня, блуждающего в кромешной тьме без фонаря, не зная, где право, а где лево.
    На основаниях бартерного обмена такая личность получает взамен «ящик пандоры». Раскрыв оный , она извлекает из ящика бесчисленные блага цивилизации, себялюбие ,жадность , накопительство ,страх , неуверенность , смерть , пассивность ,власть , авторитарность , отношения.
    «Не будет являться ошибкой ,если сравнить наше абстрактное чудище с дьяволом искушавшим Христа. И вот здесь обнаруживается все тот же выраженный в весьма сжатой форме принцип: осуждаются жажда вещей, стремление к власти и другие проявления принципа обладания. В ответ на первое искушение – превратить камни в хлебы (что символизирует жажду материальных ценностей) Иисус отвечает: "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" [Евангелие от Матфея, IV, 4; от Луки, IV, 4]. Затем Сатана искушает Иисуса, обещая дать ему полную власть над природой (в нарушение законов тяготения) и, наконец, обещает ему неограниченное право владения всеми царствами на земле, но и это Иисус отвергает [Евангелие от Матфея, VI, 5-10; от Луки, VI, 5-12].
    Как видим, Иисус и Сатана олицетворяют два противоположных принципа: Сатана – все, что связано с материальным потреблением, с властью над природой и человеком; Иисус – начало бытия, а также идею, что отказ от обладания – это предпосылка бытия. Итак, мир следует принципам Сатаны с евангельских времен.»

    Сам человек в концепции обладании представляется вещью . А его счастье –бесконечное накопление и потребление продуктов окружающей среды. Как материальных так и духовных.
    Корни такова порядка берут свое начало из самого детства. В тот момент когда родитель насильно ломает духовный мир ребенка насаждая как колья в его душу лживые принципы современного мира. Не нужно пугаться ,делается это мирно и ненавязчиво ,а самое главное незаметно.
    Каким же выглядит уже человек при подобном образе мыслей ? В чем заключается его образ ? Ответ на поверхности
    Человек напоминает ,сухую ,старую лавку, лишенную жизни в богом забытом парке на окраине города , ожидающую своей печальной участи. Таких людей мы можем видеть повсеместно , язык прямо говорит, что все наше окружение наполнено сухостью и расчетом. И ведь это может быть кто угодно начиная от директора, заканчивая дворником каждый осенний день подметающим листья у подъезда. Этот человек выглядит вполне нормальным для нынешней общности . Он принимаем . Без впадин и глубин доживает свой век.
    Не расчищено еще места для подвига. Его цель гонка за мнимыми благами . Способ отчуждаемый труд . Сжав зубы непременно выполнить жизненный план. Вознаграждение как отдушина и наркотик одновременно . Великое заблуждение для такой личности это представление о наполненности своей жизни , по факту она пуста .На донышке ничего не осталось . Причиной фатальных преобразований явился бартер затрагивающий затронувший океан эмоций. В котором чувства были обменены на вещи .
    Принципом такой жизни теперь становится обновление своей крошечной действительности ,а не личной самости . Если вторить великому Ницше , то такой человек представляется лишним и немощным .
    Следствием подобной политики в отношении самого себя, являются многочисленные болезни души. Конкретно это : одиночество ,депрессия , недовольство и жалость к себе, забвение.
    Совершенно иной видится концепция бытия или как я ее еще пониманию концепция жизни.
    Она ураганом проходит сквозь человека , его поднимая к небу и облакам . Трудность понимая ее сводится к тому ,что она рассчитана на духовный мир и отклик в душе . Никто не сможет дать единственно верных инструкций как все таки сойти на рельсы бытия. Ответ зависит только от самого человека. Потеряется или все таки найдет ту верную тропинку в лесу собственных чувств .
    Подобная концепция жизни видится мне исключительно верной в нашем механическом мире , окруженным безличными существами . Решение поставленной задачи находится исключительно в самом человеке. Нужно взять ключик и выпустить ласточку бытия на волю ,томившуюся долгие годы в заточении. Результатом станет связь с самим собой и окружающим миром, где мы чувствуем себя живыми ,способными творить ,верить ,любить , сопереживать ,радоваться ,созидать , отдавать .
    Личность совершает прыжок к собственной свободе. Задача не обдирать мир словно липку, а наоборот давать ему свою энергию . Человек тем самым обретает истинную веру и уверенность в себя а ,также в свое окружение .
    Самые сильные чувства и эмоции испытываемые им становятся – вековыми кристаллами . А смыслом жизни покуда человек живет ,станет творческий процесс с сопутствующей ему продуктивностью. Ах да не забудьте молодость продолжительная никуда не делась ,когда на Земле присутствует созидание.
    Я как и доктор Фромм не смогу дать универсального решения стоящей проблемы о путях реализации ,дабы тем самым разорвать порочный круг вещизма , но общие законы вывел сам Э.Фромм . Я же лишь приведу здесь их в краткой форме : Готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в полной мере быть.
    -- Ощущение чувств безопасности, идентичности и уверенности в себе, основанных на вере в то, что человек существует, что он есть,
    -- Ощущение себя на своем месте.
    -- Радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства и эксплуатации.
    -- Любовь и уважение к жизни во всех ее проявлениях,
    понимание, что священны жизнь и все, что способствует ее расцвету, а не вещи, власть и все то, что мертво.
    -- Стремление как можно больше умерить свою алчность, ослабить чувство ненависти, освободиться от иллюзий.
    -- Жизнь без идолопоклонства и без иллюзий, так как будет достигнуто такое состояние, когда иллюзии будут не нужны.
    -- Развитие способности к любви наряду со способностью к критическому, реалистическому мышлению.

    • Освобождение от нарциссизма и принятие всех трагических ограничений, которые внутренне присущи человеческому существованию.

    -- Всестороннее развитие человека и его близких как высшая цель жизни.
    -- Развитие воображения, но не как бегства от невыносимых условий жизни, а как предвидения реальных возможностей, как средства положить конец этим невыносимым условиям.
    -- Стремление не обманывать других, но и не быть обманутым; можно прослыть простодушным, но не наивным.
    -- Все более глубокое и всестороннее самопознание.
    -- Ощущение своего единения с жизнью, т.е. отказ от подчинения, покорения и эксплуатации природы,
    -- Свобода, но не как произвол, а как возможность быть самим собой – не клубком алчных страстей, а тонко сбалансированной структурой,
    -- Счастье всевозрастающей любви к жизни, независимо от того, что уготовано нам судьбой

    Закольцовывая нашу тематику необходим вывод . В его качестве выступает экзистенциальное решение .Готов ли каждый в отдельности сделать выбор в пользу жизни .Выбор непростой ,но истинный и объективный. Или к чему тогда весь разговор ? Оставить воз на месте и продолжить жить инертно , беря во внимание чудовищные законы . Так легче .
    Те же кто осмелился сделать первый шаг в сторону жизни ,уже априори победители . Труд их видится тяжелым ,но продуктивным . Менять себя непросто ,зато интерес появляется небывалый, сопровождаемый улыбкой на лице .
    Закончить хочется все теми же пресловутыми вещами . Отказаться от них невозможно ,но не придавать большое значение их важности реально . Они необходимы , только и только в качестве подспорья для человеческой деятельности . Примером может послужить ,кровать ,компьютер в который я вбиваю нынешние строки и так далее . Всего не перечислить . Жить мотивами ,а не манией .
    Всего в конечно текст не уместишь, да и совсем не обязательно . Лично я выбираю жизнь ,а не смерть и пока явно не разочарован . Напоследок ,спасибо вам доктор Эрих Фромм …..

    5
    815