Рецензия на книгу
Ночь в Лиссабоне
Эрих Мария Ремарк
Аноним11 мая 2017 г.Мне кто-то ночью завещал свои воспоминания и пару паспортов
Мне кто-то ночью завещал свои воспоминания и пару паспортов.
Я с кем-то ночью прожил жизнь. Я пил. Я слушал. Слушал до рассвета.
Тридцать девятый. Франция. Любовь. И лето.
Война и смерть, та что без писем напоследок и без лишних слов.
Мне как-то в Лиссабоне завещали жизнь и пару паспортов.
Моя ночь в Лиссабоне длилась около суток. На протяжении 24 часов я слушала рассказ Иосифа Шварца. Последние страницы были изрядной пыткой, сопровождаемой следующим ритуалом: слушаю Шварца – реву – всё плывет перед глазами – закрываю книгу – успокаиваюсь – умываюсь – снова слушаю Шварца – снова реву. И так по кругу. С каждой страницей мое сердце билось всё сильнее и сильнее, всё громче и громче, казалось, кто-то вскрыл меня изнутри без наркоза и забыл зашить. Затем последовали болевой шок, пустота и отрешенность. Потеря связи с реальностью. Час в прострации. Второй. Минуло уже две недели. И вот я пишу рецензию. Вроде бы я морально готова.Всё это время во мне боролись два противоречивых чувства. Воспеть ли этот роман, восхвалить, разобрать сюжет на мелкие детали и затем проанализировать каждую? Но как же можно разделить неделимое и целостное?! Кощунство, думала я! Да и не люблю я переливать сюжет из книги в рецензию,
из рецензии в гортензию. По мне лучше поплавать в околокнижном пространстве, поделиться теми эмоциями, которые захлестнули меня и тем миром, который создало мое воображение. А что до сюжета, то не лучше ли его прочитать в самой книге? На том и решила, что ничего не буду писать. Уж лучше промолчу! Но и молчать нет сил.Ведь это был мой первый раз. Никогда ничего подобного не происходило со мной после прочтения. Несколько похожее чувство было только после «Триумфальной арки». Тогда мне казалось, что Ремарк задал слишком высокую планку, и я опасалась, что больше он не преодолеет её. Знакомство с «Тремя товарищами» прошло на , «Триумфальная арка» упрочила позиции и увенчалась , после чего я была вынуждена признаться в любви данному автору. Поэтому я очень боялась разочароваться.
Я боялась, что увижу знакомый сюжет о паре влюбленных друг в друга эмигрантов, где она неизлечимо больна, а он бежит из Германии, которая до краев наводнена нацизмом, стремительно переливающимся на территорию всей Европы. Да, опять война. Опять эмиграция. Опять он и она. Опять боль и страдания, лишения и смерть. А о чём ещё может писать человек, повидавший все ужасы фашизма своими глазами? О чём может писать тот, кто был вынужден убивать, чьи идеалы рушились, чей мир рушился в вихре Второй мировой? О чем должен писать тот, кто жил в непреходящем страхе и с непреходящими кровавыми воспоминаниями. О чём другом мог писать Ремарк?
Я часто впадал в сомнение, читая в книгах описание ужаса. Там говорилось, что у жертвы останавливалось сердце, что человек врастал в землю, как столб, что по жилам его пробегала ледяная струя и он обливался потом. Я считал это просто плохим стилем. Теперь я знаю, что все это правда.Похожие в определенных моментах, эти истории совершенно разные, цепляющие каждая по-своему. И, к моей огромной радости, здесь Ремарк превзошел сам себя. Среди уже прочитанных мною трех книг «Ночь в Лиссабоне» оказалась весьма короче, но и весьма глубже предыдущих двух. Это был не просто легкий мандраж после «Товарищей» или добротная встряска после «Арки», это был болезненный разрыв чего-то внутри.
Все книги Ремарка отчасти автобиографичны. Он пишет о своей любви, о своих скитаниях, о своих потерях, о своем поколении. Но голос самого автора, слегка уловимый в других произведениях, в «Ночи» ощущается по-особенному. Во-первых, дата рождения персонажа (22 июня 1898 г.) совпадает с датой рождения самого писателя. Во-вторых, и Ремарк, и его персонаж родились в одном городе, Оснабрюке. В-третьих, перекликающаяся эмиграция из Германии и т. д. Можно приводить кучу подобных фактов, но суть не в этом. Главное то, что Ремарк вложил в уста и в душу исповедующегося героя свои воспоминания, свои мысли и свои чувства. Именно поэтому присутствие автора здесь чувствуется особенно остро и особенно искренне. Слово Ремарка, такое простое и одновременно такое поражающе точное и пронзительное во всех его произведениях, именно здесь режет по живому.
Так что же для меня «Ночь в Лиссабоне»?!
Книга, на первых страницах которой встречаешь человека, жаждущего исповедаться и завещать тебе свои самые дорогие воспоминания.
Книга, в середине которой начинаешь жить его жизнью.
Книга, на последних страницах которой в истерике сглатываешь слезы и сдерживаешь готовый вырваться наружу вопль.
Книга, по окончании которой молчишь. Просто молчишь. Уходишь. И больше никогда не отважишься открыть её, никогда не отважишься снова разбередить душу. Его душу. Свою душу.
Я ждал: когда же придёт чувство освобождения, которого я ждал так долго? Его не было... Мне хотелось радоваться, но в сердце была пустота.20173