Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Метро 2033 (аудиокнига MP3)

Дмитрий Глуховский

  • Аватар пользователя
    EvgenyLukovtsev11 мая 2017 г.

    М-де. Даже не знаю, что сказать. Закончил сегодня с этой книгой. Каюсь, раньше не читал. Несмотря на всю многолетнюю шумиху вокруг нее, на все эти восторженные возгласы, на впечатляющую своей графикой игру по мотивам. Даже две, но первая скромная браузерка у меня не прошла (это такой пост-ап в стиле «Шейкс и Фиджит», но без трэша и угара, а потому очень быстро наскучила).
    Не взялся я раньше за «Метро», несмотря на несколько переизданий, на выпуск с неплохой шумихой продолжений, на возможность почитать бесплатно в ежедневных выпусках газеты «Метро», и даже несмотря на целую вереницу подражателей.
    Я такое видел однажды, после выхода в свет игры «Сталкер». От количества фанатской литературы рябило в глазах, оно накрыло волной, заполнило все книжные полки. А отблески былого величия встречаются в книжных магазинах до сих пор, хотя про сам «Сталкер» давно все забыли.
    Но к сожалению, эта литература даже с суммированием всех скидок не дотягивала до первоисточника. Пусть авторы игры и уверяли, что их детище не имеет отношения к творчеству Стругацких, и тем не менее, оно же чувствуется. Книги-последыши, соответственно, тоже пытались. Но у них не получилось. По крайней мере у тех, что мне довелось подержать в руках.
    Так, отвлёкся. Я это к чему: в основе все серии «Сталкера» стояло нечто мощное, впечатляющее, настолько крутое, что хотелось раз за разом читать новых авторов, даже имея 90% уверенности в последующем разочаровании. Поэтому, видя волну восторгов, я полагал, что здесь похожая ситуация и исходник прямо-таки велик.
    Что в итоге?
    Мои впечатления – на двоечку. Сла-а-а-абенькую, причем. За хорошую и вовремя схваченную идею.
    Тема метро (а особенно метро-2) сама по себе беспроигрышная, ее трудно испортить. Как объяснил мне один человек, работавших в метро много лет, это самая востребованная и людная система многомиллионного города, и при этом самая таинственная. Тут любая тайна мгновенно расходится массой слухов, щелчок пальцами в Митино отзывается историями о лопнувшем потолке на Щелковской.
    А тут еще мода жуткая в Москве на диггеров, а тут всего пару лет назад рванула слава «Сталкера» - поэтому книга Глуховского была обречена на успех. Тем сильнее было мое разочарование от нее сейчас.
    Причем, недостатка у нее всего два. Первый – это абсолютный наивняк философии, которой книга напичкана от щедрот, во всех ее видах и крайностях. Стивен Кинг хотя бы останавливается на каком-нибудь одном аспекте на книгу, а тут просто кунсткамера. Только, я бы сказал, поверхностная и какая-то шаблонная. Она делает книгу раздражающей и попросту нудной.
    Второй и главный минус, вцепляющийся в горло читателю прямо с начальных страниц, это отсутствие даже намека на реалистичность. Я понимаю, что смешно требовать реалистичности от фантастики, но хотя бы в основном, в базе какой-то она должна быть?
    Многодневные, полные опасности походы караванов по тоннелям при общей протяженности ветки в 15-20 километров, полтора километра на перегон? Не смешите, они там что, ползком что ли передвигаются?
    Многолетние войны между группировками, регулярная гибель людей в страшных мучениях, партизанщина, репрессии и регулярные расстрелы? Постоянно меняющаяся оперативная обстановка и устаревающие к вечеру утренние новости от соседей – это при населении-то в 200 человек даже на «процветающей» станции ВДНХ?
    Многочисленные заброшенные станции после пожаров или нашествия крыс, когда у Ганзы перенаселение и негде грибы разводить? Подрыв тоннелей и шахт как способ остановить вторжение мутантов? Круглосуточные вооруженные дозоры у костра, которые регулярно кто-то съедает? Не нашлось, значит, строительного мусора для приличной баррикады? И ни одного сварщика не выжило, чтобы решетки стальные установить? То же касается ответвлений и неизведанных коридоров, откуда приходит нечисть, «крысы размером со свинью», но замуровать упорно никто не берется. Колемся и продолжаем грызть кактус.
    Ну и в принципе, в городе радиационный фон такой, что и на поверхности, и в глубоких подземельях всё люто мутирует (не вымирает, а именно мутирует, становясь непременно человекоядным и пипец каким опасным, и это всего за 20 лет). И только люди наверху непременно гибнут, зато под землей у поселенцев без ограничений - чистый воздух и вода. Рождаются дети, эпидемии не косят живущих в грязи и сырости. Это некие «фильтры» десятилетиями обеспечивают, а с потолочка никакие грунтовые не капают, нет.
    В общем, люди сыты, довольны, сидят и повсеместно жгут костры. На перроне костер круглосуточный, у дозорных… Ребята, что вы там под землей жжете 20 лет подряд, что у вас дрова никак не кончатся, а? Шпалы в креозоте из-под рельсов выковыриваете?
    Простите, разошелся.
    В общем, не понравилась книга совершенно. И честно признаюсь, я ее не дочитал. Не осилил. Посмотрел концовку в интернете и понял, что не зря. Думаю, вся серия для меня на этом зарыта. Сын вот только просит почитать, а я не знаю, как ему объяснить, что оно того не стоит.

    11
    195