Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

О природе богов

Цицерон

  • Аватар пользователя
    Sukhnev9 мая 2017 г.

    epicureans versus stoics versus academicians.

    Что такое или кто такой Бог? Он один или их много? Он прибывает в праздности и ничего не делает, не руководит миром или же наоборот, им все сотворено, он всем управляет и все приводит в движение? Он человекоподобен или не имеет тела? Он сама Вселенная? Наверное, вопросов по этой теме слишком много, чтобы озвучить их в одной работе. Кто-то из нас ищет ответы на них самостоятельно, давая волю фантазии, кто-то в книгах, кто-то прислушивается к чужому авторитету и в Бога не верит, кто-то, наоборот. Одни из нас считают, что для веры в Бога нужно быть религиозным, другие антирелигиозны, но верят.

    В античности люди тоже любили задавать вопросы. Они искали ответы по самым разнообразным темам, в том числе и о природе Богов. Поиск ответов подарил нам философию, а она разрослась на множество школ и направлений.

    Время беспощадно, работы многих философов исчезли в потоках времени, но их идеи все же дошли до нас через компиляцию и интерпретацию. Одним из таких компиляторов, как раз таки, и был Марк Туллий Цицерон, который ещё мальчишкой заинтересовался греческой культурой, повзрослев грезил стать вторым Платоном, а под конец жизни написал серию философских трактатов. В их число входят такие как: «О природе богов» и «Тускуланские беседы». В них Цицерон адаптирует древнегреческое философское наследие к условиям древнеримского менталитета и, особенно, изложению философии на латинском языке.

    Почему он вдруг решил в столь позднем возрасте заняться философскими рассуждениями? Его заставила утомительная бездеятельность в совокупности с положением государства, которым по необходимости должен был управлять ум и попечение одного человека. Поэтому он и решил, ради самого государства, изложить философию на пользу своим соотечественникам, полагая, что для чести и славы государства весьма важно, чтобы и в латинской литературе заключались столь важные и прекрасные вещи.

    В своих выдуманных беседах Цицерон свёл представителей трех философских школ: эпикурейцев, академиков и стоиков. Беседы разделены на три книги, каждая из которых посвящена идеям одной из школ, одному взгляду на столь сложную проблему. Каждую книгу он наделяет своим сюжетом, так в первой, мы знакомимся с историей философии, с тем как представляли богов представители других философских школ. Во второй, речь идёт о звёздах, о строении солнечной системы, о физиологии человека, о животных и о том как Бог поступает с теми, кто его хулит, показывает это Цицерон на примере исторических событий и персон. В последней книге автор добирается до мифологии и рассуждает: кого богом считать, а кого нет. На мой взгляд очень интересный раздел, в котором автор аргументированно показывает как по одним и тем же параметрам одно Богом является, другое - нет. Все вышеперечисленные темы переплетены с идеями трёх философских школ, что безусловно вызовет интерес у неискушенного читателя.

    Цицерон сделал большое дело, он переложил греческую философию на римский манер, он ознакомил с ней римлян. Получилось ли заразить этим массы? Послужили ли его книги философским пособием? На эти вопросы ответим позже, когда уйдём в глубь Римской литературы и ознакомимся с ее главными представителями.

    10
    1,3K