Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 2 томах. Том 2. Черный принц

Айрис Мёрдок

  • Аватар пользователя
    Аноним9 мая 2017 г.

    Есть такие книги, о которых я не могу составить представление, прочитав аннотации и рецензии, послушав отзывы. Люди о них говорят, говорят много, но всякий раз я ни на йоту не приближаюсь к понимаю, о чём же там. Вот вроде даже сюжет в общих чертах обрисовали - ан нет, всё равно не вырисовывается картинка.
    Этот роман - именно такой. Я так много о нём слышала и так много деталей знаю, но при этом, начав читать, не имела ни малейшего представления, что меня там ждёт. Теперь понимаю, почему - это действительно очень сложно выразить в простых выражениях, кратко и лаконично передав суть. Если кто-нибудь из знакомых меня попросит, я постараюсь, конечно, но без надобности даже пытаться не буду.

    Брэдли Пирсон - писатель, книгу которого мы читаем и от лица которого наблюдаем все события. Он ужасный зануда. Он постоянно говорит, что об этом и вот о том рассказывать не будет, потому что это не интересно, и непременно сам тут же начинает пускаться в подробный рассказ о том, о чём секунду назад рассказывать не хотел. Он постоянно занимается самокопанием и самоанализом, постоянно задаёт самому себе вопросы, но при этом ответы на эти вопросы он признавать не хочет, быть честным с собой не умеет, очевидного не замечает. Он обычный человек пожилого возраста.
    К этому герою у меня были самые сложные чувства. Временами раздражал и возмущал, временами забавлял, временами вызывал сочувствие или восхищение. Но одно то, что мы, читатели, обитаем внутри него, имеем доступ к его мыслям и чувствам - это в какой-то степени трогательно и склоняет к доверительному и уважительному отношению.

    Остальных героев мы видим через призму восприятия Брэдли Пирсона, и именно через них раскрывается основная тема романа - правда и правдивость в искусстве.
    Просто поразительно, как можно исказить одни и те же факты, обыграв их по-разному! Я и раньше верила в силу выразительности формулировок, а здесь и подавно получила подтверждение этому. В какой-то момент уже ни в чём не уверен, ничьи слова не воспринимаешь как правдивые, всё, сказанное героями, пропускаешь через сито реальных фактов, а также мотивов героев, чтобы получить хоть сколько-нибудь достоверную информацию, но даже ей до конца верить нельзя - она наверняка осталась искажённой.
    Тем интереснее было читать послесловия разных действующих лиц - это квинтэссенция сути романа, его кульминация, его самая сильная часть. Очень пробирает.

    В целом роман очень напоминал мне пьесу. Такую дотошную, обстоятельную и при этом крайне истеричную пьесу. Некоторые эпизоды были до того мелодраматичны и сантабарбаричны, что это вызывало улыбку.
    Не самый простой роман, но оно того стоит.

    15
    163