Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бегство от свободы

Эрих Фромм

  • Аватар пользователя
    Аноним2 мая 2017 г.

    Колонизация разума

    В этой работе рассматриваются очень важные темы: индивидуальность, авторитаризм, свобода. Фромм рисует причинную связь между свободой, полученной для индивида при переходе к современности, и реакционным ростом авторитарной личности. Фромм приводит в своем анализе многие социальные вопросы, затронутые в наших современных средствах массовой информации: принуждение к согласию, желание быть частью «чего-то большего», утрату аутентичных мыслей и действий и другие эффекты возникающие как последствия того, что он называет « бегство от свободы ".

    Книга условно разделена на три части: во-первых, это история перехода от средневекового к современному обществу, затем анализ психологических факторов, действующих в современном обществе, и, наконец, расчленение авторитарных обществ с видением потенциальных альтернатив. Основной тезис Фромма заключается в том, что при переходе от упорядоченного, органического средневекового общества к сравнительно открытому капиталистическому обществу индивид помещается в неопределенное, возможно, пугающее состояние свободы. Эта свобода создает психическое напряжение, которое человек затем пытается смягчить с помощью различных методов, которые могут вылиться в невротизм или стать толчком к расширению прав и возможностей.

    Все это для Фромма, аналогичного процессу индивидуации, описанному Юнгом. Точно так же средневековая жизнь представляла для людей более тесную интеграцию с природой и обществом, подобную матке; Фромм даже утверждает, что смерть не вызывала такого страха , как сегодня, до создания личности какую мы имеем сегодня с ее новыми ценностями и установками.

    Появление раннего капиталистического общества сопровождается возникновением протестантизма, созданного в ответ на изменение психологического ландшафта современности. Это направление, утверждает Фромм, пытается повернуть вспять или свести на нет проявление индивидуальности, предложив психологические / духовные стратегии преодоления. Важным здесь является то, что религия и мировоззрение не достигаются необходимым, рациональным выводом, а возникают для того, чтобы решать психологические конфликты, создаваемые социальным режимом.
    Единственный способ избежать ответственности за индивидуальность, считает Фромм
    это обратиться к авторитаризму, который восстановит конкретный социальный порядок («место для всего и все на своем месте»), но который никогда не сможет удовлетворительно разрешить внутренний конфликт, поскольку ничто не может обратить вспять физическое или социальное состояние индивидуации.

    Он заканчивает на позитивной ноте, объясняя, как можно избежать всех этих реакционных эффектов, подступив к задаче индивидуализации и развитию личности.

    Анализ относительно современного ( времен Фромма) общества может быть немного устаревшим. И еще психология Фромма несет в себе немного Фрейда, что, хотя и не фатально для его аргументации, возможно и не нужно. А в остальном, эта работа заслуживает внимания и я рекомендую ее всем!

    Кстати в отличии от большинства представителей славной школы психоанализа, данная книга написана очень понятным языком, без тонны терминов и бесконечных ссылок на других исследователей))

    36
    1,1K