Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Государь (аудиокнига MP3)

Никколо Макиавелли, Михаил Блюменкранц

  • Аватар пользователя
    Аноним2 мая 2017 г.

    Гениально, потому что вечно актуально

    Перечитать «Государь» Никколо Макиавелли меня побудило любопытство. Когда-то, ещё на первом курсе универа, я писала реферат по предмету «Теория государства и права», выбрав его темой именно «Государя», естественно, сосредоточив внимание, как большинство читателей, на личных качествах главы государства, и опустив социально-экономические вопросы. Конечно же, тогда, в силу своего нежного возраста, я была далека от политики и не заметила в работе философа более интересных вещей. Но сейчас я понимаю, что отзыв можно было бы ограничить всего одной фразой: «Гениально, потому что вечно актуально», ведь ни народ, ни тем более государи, со времён Макиавелли не изменились, а внутренняя суть человека – это, наверное, единственное, что не подвержено никаким изменениям в результате всевозможных (биологической, социальной) эволюций. Ибо причины стремления человека к власти, способы её получения и удержания, а также отношение народных масс к тем или иным особенностям правления и по сей день остались прежними.
    Особо понравившаяся цитата:


    «Чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан и подданных и на их женщин».

    И вот что интересно: мне показалось, что некоторые современные "государи", окончившие юрфак одного из лучших университетов страны, по-видимому, и в глаза не видели трактат флорентийского философа эпохи Возрождения. Очень жаль, потому что для того чтобы понять нынешнюю политическую ситуацию у нас и на прилегающих территориях соседнего государства, а также её дальнейшее развитие, не нужно и к гадалке ходить, а просто прочитать трактат Макиавелли «Государь». Проверено веками:


    «Ибо народ, который сам растворил перед королем ворота, скоро понял, что обманулся в своих упованиях и расчетах, и отказался терпеть гнет нового государя».

    Очень меня задевает такой момент. На политических форумах некие люди, называющие себя патриотами, любят цитировать Макиавелли в таком авантажном для себя контексте:


    «… люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого».

    Я, конечно, понимаю, что народ по вашей версии тёмен и убог, и кашу в его голове лапшой на уши уже не испортишь… Но, господа, побойтесь Бога, ведь Макиавелли тут говорил о новом, завоёванном государстве или присоединившем к своей территории новые земли:


    «Трудно удержать власть новому государю. И даже наследному государю, присоединившему новое владение -- так, что государство становится как бы смешанным,-- трудно удержать над ним власть, прежде всего вследствие той же естественной причины, какая вызывает перевороты во всех новых государствах. А именно: люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого. Что опять-таки естественно и закономерно, так как завоеватель притесняет новых подданных, налагает на них разного рода повинности и обременяет их постоями войска, как это неизбежно бывает при завоевании».

    Не так уж народ и глуп, если лейтмотивом в работе Макиавелли проходит мысль о том, что «... государю надлежит быть в дружбе с народом, иначе в трудное время он будет свергнут».

    24
    1,4K