Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Stranger in a Strange Land

Robert A. Heinlein

  • Аватар пользователя
    Аноним2 мая 2017 г.

    "Двусмысленность — отличная маска для некомпетентности."

    В заголовке авторская мудрость-цитата из данной книги, которая и похоронила Идею книги.

    Присоединюсь к почти всеобщему мнению по поводу книги: насколько захватывающе и интересно читать первые 2/3 ее (становление Человека с Марса на Земле), я собиралась просто 5/5 оценку ставить! -- и КАК можно было слить все в последние 1/3 книги, когда фантаст дал волю фантазии... и куда это его завело. Я пыталась быть толерантной, вникнуть в двойственную позицию автора, но, увы. Тут даже атеист покрутит пальцем у виска, а верующий покачает головой.

    Книга написана здорово. Хайнлайн всегда привлекал меня простотой и воздушностью формы подачи сюжета, его герои всегда цельны и основные черты характера четко прописаны их речью и действиями: уверенные штрихи истинного мастера своего дела. Все гармонично, читается легко, быстро, интересно.
    До какого-то момента.
    Хайнлайн больше половины книги выстраивает сеть из мудрых, но саркастично-ироничных диалогов героев на тему человеческой морали, нравственности, религии, искусства, толерантности. Я немела от восторга, внимая речам Джабла -- невероятно харизматичный старикан, сочетание едкой желчи горькой правды со вполне толерантными понятиями, ирония и сарказм вместе с добротой души, старческая мудрость с детской непосредственностью. Не зря и сам Майк выделяет его как "Отца". Щемяще-искренний, но колючий, как ёжик, Джабл направлял ход мысли книги и поступки Человека с Марса. Вот только даже его смекалки и мудрости не хватило, чтобы представить, к чему это может привести.

    [Далее могут быть небольшие СПОЙЛЕРЫ, хотя большей частью мои абстрактные рассуждения, пожалуйста, убедитесь, что уже прочитали/не собираетесь читать книгу/с памятью золотой рыбки быстро забудете все или не захотите воспринимать ход чуждых мыслей в принципе ~]

    Итак, в правом углу ринга -- красный МАРС, красный не только согласно привычному восприятию, но и стараниями Роберта Хайнлайна населенный марсианами со специфичным образом жизненной эволюции и системой правления: "на Марсе общество устроено по модели, близкой к безнадежному коммунизму" плюс само общество бесполое, напоминает коммуну, в которой марсиане последовательно проходят стадии жизненного цикла от "яйца"(неразумное дите) до Старшего Брата [дух-призрак, отделившийся от физического тела, но продолжающий жить среди живых]. Тела при этом съедаются сородичами (каннибализм, ага), это считается почестью, священнодействием. А дух продолжает существовать и направлять деятельность младших по званию. В этом обществе есть свои виды искусства, философии, общественные решения принимаются неспешно, везде царит мир-покой-идиллия.

    Учитывая, что писалось в разгар Холодной Войны, а отголоски истерии по этому поводу я встречала в произведениях литераторов, музыкантов и художников великое множество раз, то сначала и воспринимала книгу как борьбу двух систем: марсианского "идеального коммунизма" и земной "человеческой демократии". (все оказалось не так просто и более многогранно)

    К слову сказать, Земля того времени -- в глазах фантаста -- была вроде как объединена в единую глобализированную систему, но по-прежнему раздираемую изнутри противоречиями, причем преимущественно религиозного характера. Описаны новые совершенно сумасшедшие виды церквей (фостериты!), полная мракобесовщина, соединение шоу-рекламы с фанатичным вытрезвоном мошенников. Иная система суда, медицины, просто жизни -- футуристичнее, что не мешает, но дополняет общую картину. Пародия на наше время, гиперболизация и карикатура, любопытная и в то же время отвратительная.

    Второй большой Блок (после битвы двух систем): сражение идеологий лучших "представителей" этих систем.
    Майк, он же Человек с Марса, биологически human, но воспитан марсианами, впитал в себя их духовный строй и умение контролировать себя (аки супермен действовать может) и окружение (левитации, телепортации, расщепления...). При этом юридически с точки зрения землян считается единовластным правителем Марса. Первую половину книги очаровательно наивен и мил, постигает наше блевотное бытие -- благо люди хорошие попались, что выкрали у государства и пригрели у себя.

    Джилл (медсестра, первый Брат по воде Майку), нашедшая убежище у литератора Харшоу, про которого есть шикарный ознакомительный отрывок:


    Доктор Джубал Харшоу, шут-профессионал, ниспровергатель-любитель и тунеядец по призванию, относился к спешке почти по-марсиански. Зная, что отпущенное ему судьбой время более чем коротко, он намеревался прожить каждый драгоценный миг словно вечность — без страха, без надежды и как подобает сибариту. Для подобного конца ему требовалось нечто большее, чем бочка Диогена, но меньше, чем дворец удовольствий Кубла-Хана. Его скромные владения включали в себя несколько акров земли, защищенных от непрошенных гостей электрифицированной изгородью, и дом из четырнадцати комнат со всякими новомодными удобствами, включая сменных секретарш. Содержа свое строгое гнездо, он старался прилагать к этому по возможности меньше усилий и получать как можно больше выгод, ибо быть богатым легче, чем бедным. Харшоу желал жить в праздной роскоши и делать лишь то, что хотелось Харшоу.


    Для меня именно Харшоу стал настоящей находкой в книге, поводом для интеллектуальной радости и морального удовольствия. Интеллектом и глубинным пониманием происходящего стоит выше всех в книге вместе взятых. Меня жутко огорчило, ужаснуло и даже разъярило, куда автор в итоге его пристроил и как. Да, скорее всего это ход, чтобы показать "оболванивание религией/животной власти секса/гипнозом..." кого угодно, но Харшоу же!!! За что ЕГО?.. В книге была прекрасная и жуткая иллюстрация перехода под гнет-гипноз новоиспеченной "религии" такого разумного и юркого журналиста-продумана Бена, который просто БЕЖАЛ ОТТУДА в ужасе и отвращении. Но Харшоу же отослал его по обратному адресу...а потом и сам увяз. читательская боль за любимого персонажа

    Третий Блок:
    рассуждения о демократии, религии, моральном праве и выборе, запретов и догм (сексуальных -- на первом месте, и именно этот аспект заел в Хайнлайна в голове и на кончиках пальцев, в итоге сделав книгу невыносимой!!), искусстве, политике... Причем каждый из названных аспектов ловко продуман и концентрически повторяется на протяжении всей книги, постепенно сужаясь во мнении и как бы подводя к двусмысленному видению всего самого автора. Точнее, позиция наверняка одна, но дана она уж очень неоднозначно и витиевато.
    Очень много умных мыслей и цитат, над которыми можно долго и со вкусом раздумывать. Гениальные в своей универсальности, подстраиваются под реальность и фантазии, бьют, жгут, колют самосознание.

    Четвертый Блок: аллюзии сюжетной линии. Попросту говоря, из Человека с Марса сделали нового мессию.
    Майка привезли на Землю как представителя Марса, в какой-то мере -- правителя. Наивный и непосредственный как ребенок, он постигал мир вокруг: братался со всеми, кто разделит с ним воду (первой стала медсестра Джилл), читал много книг и долгое время не понимал отличие художественной литературы от реалистичной, а самое основное -- как марсианин, пытался вникнуть в предметы и в людей. Способность чувствовать "зло" и "добро", причем на интуитивно-абстрактном уровне. И да, чувствуя, что некто хочет причинить зло Джилл или любому брату по воде -- он их дематеризовал. Проще говоря -- убивал. Но, будучи по сознанию дитем, это не отвлекало от героя и не сильно портило общее впечатление.

    А вот позже, познакомившись с "неправильной религии и злыми людьми" Майк начинает убивать осознанно. И это уже финиш. С его точки зрения, он "повзрослел и вышел из стадии яйца", но для читателя с этого момента начинается жесть. Возмужав, Человек с Марса впервые познает женщину... После чего отправляется в путешествие по Америке с Джилл, параллельно пытаясь научить ее марсианскому языку (более тонко организованному по эмоциональным понятиям, мудрому, глубокому, передающему непередаваемое), предаваясь азарту и распутству. Спустя какое-то время Майк обосновал собственный вид религии, марсианство. Многое оттуда высмеяно Хайнлайном по теме коммунизма: отрицание денег, обряды братания, старшинства, постижения науки. Но это выглядит и чувствуется как секта. И совсем непонятно, почему автора конкретно так подзанесло по вопросам сексуальной раскрепощенности: бадхёрд российских читателей во многом из-за этого момента. Хиппи-гарем и идиллия: все спят со всеми и все "едины" и "счастливы". Я так и не поняла, зачем так настойчиво было описывать наготу и такой сексуальный строй, может, чтобы показать, как незрел был Майк -- купился на единственное безмерное удовольствие, что НИКАК не была доступна на Марсе [бесполые особи, секса нет, женской особи человеческого вида там тоже не было для него] и возвел ее до абсолюта? или решил популяризовать религию самым эффективным -- для общества того времени -- способом? У форсеитов же получилось. А он (как мы видим по концу книги) просто обновил и сделал версию 2.0. Пропихивал свою идеалогию, в надежде, что так он изменит мир.
    в книге вот такое мнение-отрывок по этому поводу


    И вот прилетает Человек с Марса, смотрит на нашу мораль свежим взглядом и отвергает ее. Я не знаком с его моральным кодексом, но мне понятно, что тот противоречит законам всех земных наций, постулатам всех религий и убеждениям большинства агностиков и атеистов. Бедный мальчик!
    — Он не мальчик, а взрослый мужчина!
    — Какой мужчина! Марсианин-недоросль, утверждающий, что секс — это путь к счастью. Да, секс должен приносить счастье. Самое ужасное, что люди используют секс не для того, чтобы доставлять друг другу удовольствие и приносить счастье; для нас секс — это средство порабощения и унижения друг друга.

    ~*~
    Итого, что мы имеем в сухом остатке?

    У меня в итоге сложилось впечатление, что общая цель книги -- высмеивание философии коммунизма, общего строя его. Со странным заездом-перекосом в сторону свободного секса и гаремника(?!). Майк символизирует новаторство, что после однобокого постижения мира, уверясь в своей правоте, пытается всеми возможными путями насадить всем людям вокруг свое понимание добра, чести, истины. Самое страшное, что у него есть огромная сила для этого: стартовый капитал и деньги в виде наследства и "обладания Марсом", кроме того -- сверхспособности, полученные в ходе воспитания марсианами. В частности -- нечто похожее на гипноз-одурманивание. Я пришла к такому выводу, ибо не могу иначе объяснить такой резкий пересмотр и принятие марсианства Беном-журналистом (что бежал в отвращении!!) и моего любимого Харшоу (который в конце книги запросто впал в каннибализм, причем резко -- как только поддался искушению и переспал с одной из девушек секты). Хайнлайн слишком дорожил этими героями (они максимально отражали его идеалистическую позицию), он всегда продумывает такие вещи, для меня аналогия с гипнозом очевидна. Оболваненные марионетки. Но почему? Зачем? За что?! У Хайнлайна не может быть фанфичного ООСа -- не тот уровень. В общем, одурманили и насадили деточкам коммунизм. (Причем из лучших побуждений! Совершенно искренних!) Который -- опять забавно -- по факту ничем не отличается от религиозного строя. Точнее, служит тем же целям, что не одно и то же.
    Вот к чему приводит слепой страх нации-оппонента перед лицом "великого и могучего", ха-ха!..
    Грустно это все.
    Грустно понимать и осознавать позицию одного из любимых авторов-фантастов, но не признавать ее.
    Тот момент, когда полюбил и привязался к героям, а они дружно плюнули в душу. Хайнлайн сыграл не честно: не было нормального перехода-осознания от одного к другому, был резкий слом характера героя и его мгновенное перерождение. И вроде все костыли-подсказки, для осознания задумки, даны, но душа не принимает такого исхода, отвращение от эстетически невыгодной картинки травит душу.

    С авторским мнением можно иногда и поспорить. Двусмысленность заключается в искаженном, отравленном, запорошенным отражении основной идеи. Поносить коммунистический строй у западников всегда в моде, но извращать-то так зачем и надсаживать новые, несуществующие, смыслы?
    И забыли дать противоядие-альтернативу. Хотя в данном случае такое плацебо-пилюля совершенно добила бы читателя.
    И поношение религии -- особенно христианской -- последнее выступление Майка, на мой взгляд, было ни к чему. Еще больше обгадило книгу.

    И "впечатлил" окончательный авторский штрих: последний разговор Майка с Харшоу, где первый признается, что неосознанно выступил шпионом для "красных". При этом те остались недовольны земным строем ("люди похожи на злобных неразумных обезьян в клетках") и, скорее всего, лет через 500 вообще решат уничтожить Землю. Ну, чтоб люди не страдали и не мучились. Но до того времени есть шанс все исправить, насаживая гипнотизирующую сладость новой околомарсианской религии всеядному потребителю...

    13
    578