Рецензия на книгу
Поезд
Илья Штемлер
Аноним1 мая 2017 г.Стоящая внимания советская производственная проза.
Будучи маленькой для меня любая поездка в поезде была каторгой: туда бежать нельзя, тут сидеть нельзя, стоянки по графику и не всегда отпускают на перрон, чай черный, обжигающий в подстаканниках, которых уже почти нет. В младшей школе родители познакомили меня с Детской железной дорогой, которая ответила на часть моих вопросов, но не на все конечно. С 8-го класса я много путешествовала с бабушкой, с родителями, став чуть старше - уже без них. И мне всегда открывалось что-то новенькое в работе проводников, электриков, начальника поезда о чем я раньше не знала. Помню свой восторг когда знакомый проводник пустил меня на пять минут в кабину машинистов, до сих пор помню ощущение скорости и быстро мелькающих рельс. Эта книга позволила ответить на многие мои вопросы детства и хоть она устарела и сейчас не все актуально, но профессии остались те же. Камеры хранения присутствуют на всех крупных вокзалах, но, к сожалению, профессия носильщика трансформировалась, и я уже плохо помню как они работали на перронах. Автор сумел охватить необъятное: рассказать о трудностях только недавно назначенного начальника Североградской ж.д., тем более что назначен он был на место, которое занимал его одногруппник по ж.д. институту; об обычных молодых парнях, которые в 1943 году производили геологическую разведку для будущей прокладки в тайге без связи, еды и точной карты; а сколько психологических портретов обычных людей, благодаря которым поезда идут и система перевозок работает. Рассказ начинается с тонкостей работы камеры хранения, знакомит нас с обычными работягами-носильщиками, которые (не бесплатно конечно же) помогают пассажирам решить любой вопрос с негабаритным багажом. Автор знакомит читателя с будущими пассажирами уже на перроне. Их поезд готовится к подаче на перрон и бригада проводников во главе с начальником поезда проводят в депо инструктаж и распределение обязанностей в пути. Главные действующие лица - проводники, об их уловках и хитрых схемах провоза "зайцев" читала не без удивления. Проводнице Магде в последний момент перед подачей меняют вагон, который ей надо в короткие сроки подготовить к приему пассажиров. "Техника совершенствуется, а инструкции еще со времен царя Гороха – куда ни кинь, сплошь контроль, контроль."
Интрига начинает закручиваться хотя внешне автор рассказывает о человеческих взаимоотношениях между бригадой проводников, но я уже начала перебирать варианты развития событий. Магда и Елизар - два проводника, прошедшие и Крым и Рим, отбиваются от ревизоров, решают вопросы с "зайцами" и "подсадками", собирают билеты, общаются с пассажирами, готовят титан к растопке, не придавая значение неполадкам вагона, он же "старый" и тем более подменный. "Жизнь его <проводника> долгие годы представляется бесконечным пунктиром, где нормальное земное существование заменяется тесным походным пристанищем, набитым случайными людьми." Финал книги безэмоционален и скуп, заканчивается служебным расследованием и дежурными рапортами. Автор не занимается морализаторством, он все что хотел сказать уже написал, а выводы делает сам для себя читатель. Мне понравилось именно такое отношение автора, изучившего по крупинкам ж.д. жизнь на колесных парах, и в ближайшее время хочу прочесть знаменитый у автора "Универмаг". Любителям производственной прозы советую присмотреться к книге внимательнее. Звездочки сняла за излишнюю, на мой взгляд, неторопливость повествования и торопливый финал книги.На железной дороге любой пустяк, любая нерасторопность подобна снежному кому…
Предпринимательство, Аполлон Николаевич, возникает там, где государство дает слабину. Ибо жизнь не терпит пустот, тут же находятся люди, которые заполняют своей предприимчивостью пустоту. Если хотите – здоровая конкуренция. Именно она в какой-то степени и толкает государство на решение проблем, иначе частник закидает шапками. И нечего на это закрывать глаза, отворачиваться в спесивом высокомерии, малевать лозунги и призывы. Надо на вещи смотреть трезво – от этого государство только выиграет, ибо на его стороне гораздо больше возможностей, чем у нас, диких частников…
371K