Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Святочные рассказы (аудиокнига MP3)

Николай Лесков

  • Аватар пользователя
    Selena_45128 апреля 2017 г.

    Святочный или рождественский рассказ – особый жанр рассказа, приуроченный к определенной дате – Святкам. Также одним из основных признаков является обязательное наличие «чуда». Добро побеждает зло, все счастливы, поют, танцуют и все-такое))). Особую популярность приобрел в середине XIX века после перевода «Рождественской песни» Ч. Диккенса. В качестве примера можно привести «Тапера» и «Чудесного доктора» Куприна, «Ангелочка» Андреева, «Без елки» Позднякова. Даже «Мальчик у Христа на елке» попадает в это категорию, хотя Достоевский остается верен своему стилю.

    У Николая Лескова тоже есть цикл святочных рассказов. Они создавались на протяжении достаточно долгого времени, то есть писатель не раз возвращался к этому жанру, был заинтересован в нем. Уже в рассказе «Жемчужное ожерелье», открывающим сборник, в ходе спора о природе данного жанра нам, читателям, любезно описывают ряд признаков, которые присущи святочным рассказам:


    От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец — чтобы он оканчивался непременно весело.

    Надо признать, что рассказы достаточно забавны. Мне особенно понравились «Жемчужное ожерелье», «Зверь», «Штопальщик», «Дух госпожи Жанлис», «Старый гений», «Путешествие с нигилистом» и «Маленькая ошибка». Хотя, вставлю все-таки свои пять копеек, современному читателю они покажутся наивными и бородатыми. Полагаю, что развязки должны были быть неожиданными, и, возможно, для современников Лескова они такими и были, но после модернизма и постмодернизма нас ничем не удивишь)))

    Что еще можно сказать о рассказах?

    Дальше...

    Написаны они в присущей Лескову сказовой манере, что совершенно логично. Также можно сказать, что истории передаются из уст в уста, они построены по принципу «а вот с моим братом был такой случай…» или «а вот мне рассказывали...» (пламенный привет рассказу в рассказе). Поэтому практически у каждого рассказа есть предыстория, которая подготавливает нас непосредственно к «чуду» или мистическому происшествию. Нам описывают обстановку, знакомят с героями и т.п.

    Также нельзя забывать о мотиве встречи, как в прямом смысле (Например, в рассказе «Путешествие с нигилистом» собирается группа людей), так и в переносном – встречи с самим собой, с собственной душой. Например, раскаивается в своей жестокости дядя из рассказа «Зверь», маленький мальчик из «Неразменного рубля» осознает, как приятно делать добро другим людям, отец Марии оделяет всех дочерей приданым, видя, что жених младшей женится на ней не ради денег, а по взаимному влечению. Когда же совершатся чудесам, как не в Рождество?

    9
    1,1K