Рецензия на книгу
Овод
Этель Лилиан Войнич
nasta0826 апреля 2017 г.«Куда зовет тебя твой душевный порыв?»
«Овод»- роман о превращении юнца в настоящего мужчину. Вначале романа нам предстает образ светлого, прекрасного молодого человека с открытой душой и сердцем. Давая характеристики Артуру Бертону (Овод, Феличе Риварес) его описывают следующим образом:
«Слишком уж все в нём было изящно, словно выточено: длинные стрелки бровей, тонкие губы, маленькие руки, ноги. Когда он сидел спокойно, его можно было принять за хорошенькую девушку, переодетую в мужское платье; но гибкими движениями он напоминал приручённую пантеру – правда, без когтей».Он питает ко всему лишь любовь, верит в человеческую доброту и честность. Но этому не суждено было длиться вечно, как правило, таким созданиям уготовано множество испытаний и Артур не стал исключением. Его вера в честность и доброту людей была утрачена предательством самых дорогих для него людей. И он стал тем, кем он стал.
В героя-революционера, который сделает все чтобы одержать победу в противостоянии устоявшемуся строю общества. Теперь это уже не Артур Бертон, от этого человека в нем не осталось и следа. Теперь он стал Феличе Риварес или Овод как часто его называют. Автор прекрасно показала нам становление героя, как укреплялся его дух и сердце (случай с пьяным матросом, изувечившем его, о сахарной плантации, где Артур чуть не погиб, о бродячем цирке и превращение в горбуна). Все это закаляет его характер, делает его жестким, смелым, безудержным к достижению его цели - освободить человека от оков церкви. Вот какие доводы он приводит:
«…главная причина всех наших несчастий и ошибок – душевная болезнь, именуемая религией».Также, Овод утверждает:
«Они [религии] отличаются одна от другой лишь внешними симптомами. А сама болезнь— это религиозная направленность ума, это потребность человека создать себе фетиш и обоготворить его, пасть ниц перед кем-нибудь и поклоняться ему. Кто это будет — Христос, Будда или дикарский тотем — не имеет значения».Артур Бертон не случайно стал Оводом, не только лишь из-за множества испытаний и лишений, они лишь укрепили и закалили то, что в нем было изначально. Его юношеская красота, ум, восприимчивостью ко всему окружающему, не искушенность-все это трансформировалось в нечто другое.
Вначале на вопрос Монтанелли: «Куда зовет тебя твой душевный порыв?» - юный революционер отвечает: «Отдать жизнь за Италию; освободить ее от рабства, нищеты, изгнать австрийцев и создать свободную республику, не знающую иного господина, кроме бога».
Впоследствии его взгляды меняется, теперь главный враг-это религия. По его мнению, человек должен отвечать только лишь перед собой, только он сам судья и подсудимый. Поэтому оковы церкви должны пасть, чтобы человек осознал и изменил отношение человека к человеку.
Но, несмотря на все эти изменения кое-что осталось неизменным его любовь к жизни и природе. Тяжелые испытания сделали его суровым, закалили его волю, но не сделали его черствым. Овод страстно любит, дорожит и ценит жизнь, но, несмотря на это, он идет на смерть, ибо идеи для него дороже всего, а уверенность в конечном торжестве придает ему сил.
Овод-это перо и меч, высмеивающих церковь в колких памфлетах и участвующий в народных восстаниях. Э. Л. Войнич глубоко и многосторонне раскрывает образ Овода. Он острослов, который умело пользуется своим оружием. Его злостные насмешки поражают врагов, но и одновременно придают сил и бодрости его сторонникам.
Но более всего ценно в этом романе- проблема выбора, «любви и долга». Выбор отца Монтанелли играет решающую роль в романе. Поступиться долгом и спасти сына, либо убить своим решением сына (вновь лишиться того, что недавно приобрел вновь), но спасти при этом других неповинных людей. Такое сложное, и такое неоднозначное решение требует от человека…чего? Отречения от своих желаний? На самом деле это открывает нам нашу слабость, нашу душу это обнажает нас и ранит в самое сердце. Решения… Мы живем всего лишь раз и мы нем можем предположить что является верным решение, а что бесповоротной ошибкой. Нам лишь уготовано делать выбор и ошибаться вновь и вновь. И Падре сделал его. Наконец, истина для него открылась. Смерть его сына приоткрыла для него ложь и фальшь его веры и религии. Теперь он видит, за что стоило бороться, а от чего отступиться и «выйти на свет». Именно теперь для него приобрели смысл слов Артура, осознание и принятие правоты сына сокрушает Падре, и впоследствии мы узнаем о его смерти.
В итоге, Овод был прав:
«..мы (революционеры, его соратники)-жизнь и молодость, мы- вечная весна, мы - будущее человечества».Таким образом, развязка действий –это начало другой истории. Истории, где Феличе Ривареса уже нет на белом свете, но он есть в помыслах его соратников, его хлестких памфлетах, а также в сердцах тех, кого он затронул.
В общем, если задуматься о прочитанном, то Овод (Артур Бертон,Феличе Риварес) бесконечное число раз меня удивлял. В одном человеке слились такие качества как, упертость, правдивость, дерзость и отчаянная смелость. Единение этих качеств трогает нас до глубины души, Овод нас как притягивает так и отталкивает. Слишком много в нем противоположностей. Он неистово стремится достигнуть своей цели все время рискую своей жизнью, но при этом так ею упивается. Природа, жизнь для него действительно дар, которым он дорожит. Феличе представляет религию, абсолютно нагую без приукрашивания и лжи, но при этом никогда не говорит правды о своей жизни и о себе в частности (исключение Джим) зачастую рассказывая небылицы о своих приключениях. До конца романа автор держит нас в напряжении какова будет развязка для героя, есть ли выход для того сложного и измученного человека? Он есть, но был ли он единственным для Овода? Кажется, что варианта есть два, но для Овода только один и не самый удачный. Овод остался непоколебим своей веры, своей цели он пошел до конца и расстался с самым ценным для него своей жизнью.5132