Рецензия на книгу
Возвращение в Брайдсхед
Ивлин Во
Аноним26 апреля 2017 г.Рецензия, быть может, не апеллирует к сюжету как таковому и не скатывается до банального пересказа событий путём их перечисления, однако отсылки обобщающего характера в ней будут присутствовать. И так как отсылки эти проливают немало света на общее настроение книги, рекомендую оставить их без внимания тем, кто ещё не знаком с данным произведением.
Не без горечи признаю: книга разочаровавющая. Совершенно не из-за того состояния разложения и упадка, запутанности и потерянности, как многие могут подумать, сквозящих через страницы; дело в другом. В том, что первоначально Ивлин Во предлагает нам совершенно другую историю. Вы видете блестящих людей, высшее общество, сюжет лихо закручивается, нарастаиет интрига, посему читатель получает полное право надеяться на повествование, полное головокружительными взлётами и уничтожающими падениями, на кипящую бурю страстей, эмоций, адреналина - всего того, что принято называть полнотой жизни. Вместе этого вы получаете самую обычную, заурядную, немного скучную спокойную жизнь. Падения, конечно, в ней тоже будут, как будут редкие всполохи ярких эмоций, однако без значительных взлётов, потерянные в сырой болотной суете повседневности они не покажутся вам грандиозными и не затронут душевных струн, а значит не найдут и сочувствия.
По ходу развития сюжета читателя всё чаще беспокоит вопрос: "Позвольте, а ждёт ли нас обещанное возвращение?". Несмотря на это, нужно отдать автору должное, возвращение состоится своевременно и продлится ровно столько, сколько потребуется, здесь обманутым читатель себя не почувствует.
Тем не менее, по части героев будет сложно не испытать недоумения и одураченности. Автор сих строк допускает, что проявляет сейчас чрезмерную критику, однако персонажи на удивление лишены собственной индивидуальности и, если и обладают какой-либо собственной уникальностью (как, к примеру, непостижимый Брайди), то всё-таки не имеют души, а следовательно, не оживают перед глазами. По этой причине читателю никогда не понять их мотивов: чем, к примеру, вызваны беспоконые метания Себастьяна? Вам лишь покажут, как он страдает и опускается всё ниже, обмолвятся о том, что предчувстсовали его терзания заранее, а затем на несколько лет забудут о его существовании. А ведь именно Себастьян - персонаж, чьё мироощущение автор показывает нам наиболее полно (в сравнее с остальными, разумеется). О прочих членах семьи, ровно как и о поствователе, читателю сообщают ещё меньше: ни одной зацепки, способной показать нам настоящего человека, лишь набор обыденных действий и слов, свойственных всем и каждому без исключений.
Вся книга поэтому получается такой же безвкусно-неторопливой, как описываемая в ней пресыщенная самою собой жизнь. Плюсы в ней, конечно же, есть: она поднимает вечные темы алкоголизма, религии, страсти, отчаяния, поисков себя и обретения смысла, войны, одиночества, упадка и ещё очень многого, однако не побуждает всерьёз задуматься о них, перечисляет как данность, упуская столь необходимую для книги охоту к обдумыванию и анализу, познанию мира.
586