Рецензия на книгу
Когда Ницше плакал
Ирвин Ялом
Аноним25 апреля 2017 г.В медицине главным лекарством является сам врач.Антоний Кэмпиньский
Один врач дает работу другому.Английское изречение
Неприступная с виду и обещавшая скучные философские размышления пополам с биографическими зарисовками книга внезапно оказалась настоящим шедевром глубокой психологической прозы.
Видимо, так же внезапно она пробудила во мне любовь к сложным по конструкции предложениям, но по-другому писать о ней просто не получается. Не упорядочив мысли, я рискую просто расплыться восхищенной лужицей.Видный и успешный доктор Йозеф Брейер не может устоять перед просьбой очаровательной незнакомки вылечить депрессию и избавить от суицидальных настроений своего друга, перспективного философа Фридриха Ницше. Вылечить так, чтобы пациент не понял, от чего именно его лечат и кто за этим стоит. Благоразумный и респектабельный внешне врач имеет свои тайные слабости, которые побуждают его к согласию на эту авантюру.
А дальше начинается самое интересное: погружения, инверсии, рефлексии, тонкая игра двух сильных личностей, психологический гамбит. Кто вылечит врача, который лечит врача?В самом деле, очень сложно упорядоченно рассказать о романе, в котором нет стройного сюжета, а самые захватывающие события происходят исключительно в умах действующих лиц. Ялом очень достоверно (или просто крайне правдоподобно) воспроизводит мысли Ницше и Брейера, сталкивая их друг с другом, затачивая одного под другого, заставляя открываться друг другу, играть затянувшуюся шахматную партию, где фигурами являются мысли, а позициями - накопленный опыт. И совершенно наплевать, что реальные прототипы главных героев никогда не сидели в соседних креслах, никогда не вели этих задушевных бесед, и уж тем более никогда не лечили друг друга. Оба они выглядят на страницах романа настолько живыми, что в реальность их знакомства не поверить просто невозможно.
Книга однозначно будет интересна любителям психологического портрета, изучающим и практикующим психологию, интересующимся блестящими умами конца 19 века и просто читателям, ценящим неторопливый и образный стиль повествования.
18709